Регуляционные функции организма

Тема. Регуляционные функции организма.
Цель: ознакомить учащихся с регуляторными системами организма; Объяснить механизм их действия на системы организма человека;изучить основные понятия и термины; продолжить развивать навыки работы с таблицами и рисунками, формировать экологическую культуру личности и умение обобщать, делать выводы; работать с учебником, составлять схемы, таблицы; воспитывать активную жизненную позицию, бережное отношение к собственному здоровью, убеждения в необходимости здорового образа жизни.
Оборудование: таблица “Строение рефлекторной дуги”, «Строение синапса», дидактические карточки.
Базовые понятия и термины: регуляторные системы организма, само регуляция нейрогуморальная регуляция, рефлекс, гормоны, антигены, иммунный ответ, антитела.
И. Организационный момент
II. Проверка знаний учащихся.
Биологический диктант
1.Наименьшая биологическая система, способная к самообновлению, самовоспроизведению и развитию (Клетка)
1.Совокупность клеток и межклеточного вещества, сходные по строению, функциям и имеющих общее происхождение. (Ткань)
2.Постоянные микроструктуры клетки имеют строение, присущее только им, и выполняют определенные функции. (Органеллы)
2.Жидкая соединительная ткань, которая выполняет защитную функцию. (Лимфа)
3.В цитоплазме клеток какой ткани содержатся специальные органеллы – миофибриллы? (Мышечная)
3.Длинный отросток нейрона. (Аксон)
4.Органеллы сферической формы, которые синтезируют белки. (Рибосомы)
4.Ткань, которая выполняет барьерную функцию.(Эпителий)
5.Система, обеспечивающая защиту от генетически чужеродных организмов. (Иммунная)
5.К какой системе относится печень? (Пищеварительная)
6.Система, которая обеспечивает взаимосвязь органов и связь организма с окружающей средой. (Нервная)
6.Система, которая осуществляет регуляцию функций всех клеток и тканей с помощью особых химических веществ. (Эндокринная)
Игра «верно Ли утверждение
1.Мозг относится к внешним органам. Нет.
2.Сердечная мышечная ткань имеет поперечную линейность. Так.
3.Жировая ткань – это соединительная ткань со специальными свойствами. Так.
4.Основные свойства жидкой соединительной ткани – это возбудимость и сократимость. Нет.
5.Основные свойства нервной ткани – это возбудимость и проводимость. Так.
6.Организм может обходиться без некоторых органов. Так.
7.Пищеварительная система обеспечивает поступление из атмосферного воздуха в организм кислорода. Нет.
8.Опорно-двигательная система образована мышечной и нервной тканью. Нет.
9.В ядре клетки находятся рибосомы. Нет.
10.Лизосомы – органеллы, которые расщепляют белки , углеводы и жиры. Так.
11.Адаптация – способность отвечать на воздействие условий внешней среды и
изменения внутренней среды. Нет.
12.Биосфера – самая крупная (глобальная) экосистема планеты. Так.
III. Актуализация учебной деятельности
1. Вспомните известные вам регуляции организма.
2.Каким животным присущи рефлексы?
3. Какую роль в организме выполняет кровь?
4.Что такое биологически активные вещества?
IV. Изучение нового материала
Организм человека функционирует как единое целое. Единство функционирования всех систем осуществляют нервная, эндокринная и иммунная системы органов.
1.Нервная регуляция. /Рассказ учителя, сообщение ученика, беседа/
Нервная регуляция осуществляется нервной системой, которая обеспечивает взаимосвязь органов и связь организма с окружающей средой. Основой нервной регуляции функций является рефлекс – реакция организма на определенное воздействие (раздражение) окружающей среды или внутреннего состояния организма. Особенностями нервной регуляции является: наступление реакции органа сразу после раздражения, высокая скорость передачи информации (до 120 м/с); четкая локализация воздействия.
2.Гуморальная регуляция. /Рассказ учителя, сообщение ученика, беседа/
Гуморальная регуляция осуществляются веществами, которые поступают в кровь и через нее влияют на функционирование органов всего организма. Эти вещества образуются или в клетках углекислый газ, либо производятся в железах внутренней секреции – гормоны. Им присуща высокая биологическая активность, они могут одновременно влиять на разные органы и системы органов. Гормонам принадлежит ведущая роль в гуморальной регуляции, то их действие выделяют и называют эндокринной регуляцией.
Нервная и гуморальная регуляции тесно связаны между собой. Они образуют единую нейрогуморальную регуляцию. Наличие нервных и гуморальных взаимодействий между клетками, органами и их системами обеспечивает важное свойство организма – саморегуляцию.
Саморегуляция физиологических функций – один из механизмов поддержания жизнедеятельности организма на относительно постоянном уровне. Нервные и химические воздействия создают надежную связь между всеми физиологическими процессами.
3.Иммунная регуляция. /Рассказ учителя, сообщение ученика, беседа/
Саморегуляция осуществляется еще и иммунной системой. Иммунная система осуществляет защиту организма от всего чужеродного. Она обеспечивает нормальное функционирование целостного организма. Австралиец Ф.Бернет и англичанин П.Медавар – лауреаты Нобелевской премии 1960 г. за открытие искусственной иммунной толерантности. Тела и вещества, которые являются для организма чужеродными, называют антигенами. Если в организм поступает какой-либо антиген, сразу возникает иммунный ответ. Это – сложная защитная реакция организма, в результате которой антиген распознается и обезвреживается антителами. Антитела – это особые белки, которые вырабатывают определенные клетки крови в ответ на вторжение в организм антигенов. Вместе с нервной системой иммунная система регулирует деятельность эндокринной системы.
V. Обобщение и систематизация изученного материала.
1.Работа в парах
Дайте определение: нервная регуляция эндокринная регуляция, саморегуляция, иммунная регуляция, рефлекс, гормоны, антигены, антитела.
2.Игра «Кто быстрее»
1).Что такое рефлекс?
2).Что такое гормон?
3).Что такое иммунный ответ?
4).Что такое нейрон?
5).Что такое аксон?
6).Что такое антигены?
7).Что такое антитела?
8).Что такое саморегуляция?
3.Работа в группах
Самостоятельная работа. Заполните таблицу «Регуляторная система человека"
№ з/п Регуляторна система Чим регулює Особливості
1. Нервова рефлексами Діє швидкоі точно, але нетривалий час.
2. Гуморальна гормонами Діє повільно на весь організм тривалий час.
3. Імунна антитілами Діє у відповідь на антигени.

VI. Итоги урока
Обратная связь:
а) что на уроке было главным? б) что было интересным?
в) как полученные знания можно использовать в жизни?
г) на сегодняшнем уроке я понял ...; узнал ...; я научился ...
Оценивание работы учащихся на уроке
VII. Домашнее задание :
1.Прочитать §9;
2.Проработать задания на с.32.
3.Подготовить сообщение «Форма костей»