Тема. Органы, физиологические и функциональные системы.
Цель: дать общее представление о органы, физиологические и функциональные
системы; ознакомить учащихся с многообразием систем организма человека, их структурой
расположения и функциями, которые они выполняют; продолжить развивать навыки работы
с таблицами и рисунками, формировать экологическую культуру личности и умение обобщать,
делать выводы; работать с учебником, составлять схемы, таблицы; воспитывать активную
жизненную позицию, бережное отношение к собственному здоровью, убеждения в необходимости
здорового образа жизни.
Оборудование: таблица “Строение органов человека”, «Строение систем органов
человека», дидактические карточки.
Базовые понятия и термины: органы человека, система органов, анатомо-физиологические
системы органов.
I. Организационный момент
II. Проверка знаний учащихся.
1.Игра «верно Ли утверждение»
1.Клетки способны к делению в течение всей жизни – стволовые клетки. Так
2.Непостоянные образования в цитоплазме – органеллы. Нет
3.Внутреннее содержимое клетки, которое окружает ядро – поверхностный аппарат. Нет.
4.Самые длинные клетки - мышечной ткани. Нет.
5.Формы и размеры клетки зависят от ее функций. Так
6.Хромосомы – образования в которых локализованы гены. Так
7.Митохондрии мельчайшие органеллы , которые содержат ферменты, растворяющие белки.
Нет
8.Группа клеток которые сходны по строению и функциям. Так
9.Нервная ткань состоит из клеток, которые плотно прилегают друг к другу и не содержит
кровеносных сосудов. Нет
10.Костная ткань образует кости скелета и отличается высокими механическими свойствами.
Так
11.Клетки не исчерченной мышечной ткани веретенообразные. Так
12.Жидкая соединительная ткань выполняет функции возбудимости и проводимости. Нет
2.Беседа.
1).Какие функции выполняет нервная ткань?
2).Какие особенности строения имеют соединительные ткани?
3).Какие функции выполняет мышечная ткань?
4).Какие особенности строения имеют эпителиальные ткани?
III. Мотивация учебной деятельности учащихся./Рассказ/
Человек, как и другое живое существо – наиболее сложная отрасль научного поиска.
Поиск этот длится годами, но знания приобретаются по крохе. кое-что мы уже знаем.
IV. Актуализация опорных знаний./Беседа/
Какие системы органов характерны для животных? Какие функции они выполняют?
V. Изучение нового материала
1.Мозговой штурм.
Запишите на доске ассоциации к словам «Органы, системы, регуляторные системы Орган
– часть организма, имеющая присущие только ей строение, форму, место размещения
и выполняет одну или несколько функций. Система органов – совокупность органов человека,
что связаны анатомически, функционально и топографически, и составляют единую согласованно
работающую систему.
2.Органы человека ./Беседа, сообщение ученика/
Организм человека состоит из внешних и внутренних органов.
3.Анатомо-физиологические системы органов. /Работа в парах, один – вдвоем – все
вместе/
А).Опорно-двигательная система образована костями, их соединениями и мускулами.
Скелет и мышцы обеспечивают разнообразные движения тела.
Б). Сердечно - сосудистая система объединяет две системы – кровеносную и
лимфатическую. Кровеносная система выполняет транспортную, дыхательную, терморегуляторную,
защитную функции. Лимфатическая система выполняет транспортную, защитную и кроветворную
функции.
В).Иммунная система представлена центральными(вилочковая железа, красный
костный мозг) и периферическими органами(лимфатические узлы, миндалины, селезенка,
аппендикс). Она обеспечивает защиту от генетически чужеродных организмов.
Г).Система органов дыхания обеспечивает поступление из атмосферного воздуха
в организм кислорода и удаление из организма газообразных конечных продуктов обмена.
Эту систему образуют органы воздухоносных путей и легкого.
Д).Пищеварительная система обеспечивает пищеварение – физиологический процесс
механической, химической и биологической обработки пищи. К этой системе относятся
органы пищеварительного канала и пищеварительные железы.
Е).Выделительная система выполняет функцию удаления из организма конечных
продуктов жизнедеятельности с мочой. К этой системе относятся почки, мочеточники,
мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
Есть).Половая система выполняет функции размножения. К мужской половой системе относятся
яички(семенники), в женской - яичник.
Ж).Эндокринная система включает железы внутренней секреции. Каждая из желез
вырабатывает и выделяет в кровь особые химические вещества, участвующие в регуляции
функций всех клеток и ткани организма.
С).Нервная система включает центральную (головной и спинной мозг) и периферическую
(нервы, нервные узлы и сплетения). Она объединяет и связывает все клетки и органы
в единое целое, регулирует их деятельность, осуществляет связь организма с окружающей
средой, определяет сложное поведение и психическую деятельность человека.
И).Сенсорная система включает особые физиологические аппараты, которые воспринимают
, анализируют и перерабатывают информацию об изменениях окружающей среды и внутреннего
состояния организма и обеспечивают связь организма с окружающей средой. Все отдельные
анатомо-физиологические системы органов человека образуют систему высшего порядка
– организм, целостность которого обеспечивает их функциональное единство.
4.Функциональные системы органов /Рассказ учителя/.
Функциональная система органов взаимосогласованное сочетание различных органов и
физиологических систем, направленное на достижение полезного для организма приспособительного
результата.
VI. Обобщение и систематизация изученного материала.
1.Беседа.
1).Что такое орган?
2).Дайте определение физиологической системы.
3).Дайте определение функциональной системы.
2.Игра «Что лишнее?»
А)ротовая полость, глотка, гортань, пищевод, желудок;
Б)носовая полость, слюнная железа, носоглотка, гортань;
В)печень, поджелудочная железа, слюнная железа, щитовидная железа;
Г)гипофиз, щитовидная железа, слюнная железа;
Д)почки, печень, мочеточники, мочевой пузырь;
Е) гортань, трахея, пищевод, бронхи.
3.Самостоятельная работа.
Может ли один орган принадлежать к различным физиологических систем? (Может, например,
ротовая полость участвует в работе пищеварительной и дыхательной систем; поджелудочная
железа участвует в работе эндокринной и пищеварительной систем )
VII. Итоги урока
Обратная связь:
а) что на уроке было главным?
б) что было интересным?
в) как полученные знания можно использовать в жизни?
г) на сегодняшнем уроке я понял ...; узнал ...; я научился ...
Оценивание работы учащихся на уроке
VIII. Домашнее задание :
1.прочитать §8; 2.Проработать задания на с.30.3.Подготовить сообщение «Нервная регуляция»,
«Гуморальная регуляция», «Иммунная регуляция».