Ткани человека

Тема. Ткани. Характеристика тканей .
Цель: дать общее представление о строении ткани, ознакомить учащихся с основными типами тканей человека, объяснять взаимосвязь их строения с функциями, которые они выполняют; продолжить развивать навыки работы с таблицами и рисунками, формировать экологическую культуру личности и умение обобщать, делать выводы; работать с учебником, составлять схемы, таблицы; воспитывать активную жизненную позицию, бережное отношение к собственному здоровью, убеждения в необходимости здорового образа жизни.
Оборудование: таблица “Строение тканей”, «Клетки разных тканей», микроскопы, мікропрепарати тканей.
Базовые понятия и термины: типы тканей: эпителиальная, соединительная, мязова, нервная; разновидности тканей, микроскопическое строение тканей.
I. Организационный момент
II. Проверка знаний учащихся. /беседа/
Биологический диктант.
1.Постоянные микроструктуры клетки, имеющие строение присущую только им, и выполняют определенные функции, необходимые для жизнедеятельности человека.(Органеллы)
1.Ограничен поверхностным аппаратом внутреннее содержимое клетки. (Цитоплазма)
2.Диаметр большинства клеток колеблется в пределах ... . (3 – 10 мкм)
2.Непостоянные образования в цитоплазме, которые используются для жизнедеятельности клетки или откладываются в результате ее функционирования. (Включения)
3.Отграничивает содержимое клетки от окружающей среды. (Поверхностный аппарат)
3.Оксиген, Гидроген, Карбон, Азот, Фосфор, Сульфур составляют ... общей массы клетки. (98%)
4.Система внутриклеточных мембран, которые образуют разветвленное сеть трубочек, цистерн и пузырьков. (Эндоплазматическая сеть)
4.Система параллельно расположенных и сплющенных цистерн и трубочек, к которым прикрепляются мембранные пузырьки. (Комплекс Голги)
5.Органела, которая участвует в делении клетки. (Клеточный центр)
5.Органеллы сферической формы, которые синтезируют белки. (Рибосомы)
6.Органеллы, содержащие ферменты, расщепляющие белки, углеводы и жиры. (Лизосомы)
6.Округлые, овальные, цилиндрические органеллы, осуществляющие окислительно-восстановительные процессы. (Митохондрии)
Беседа
1.Перечислите основные свойства живого.
2.Что такое обмен веществ?
3.Как размножаются клетки?
III. Мотивация учебной деятельности.
Вспомните из курсов «Растения» и «Животные» термин «ткань». В процессе эмбрионального развития клетки специализируются на выполнении определенных функций в организме. Этот процесс называют распределением строения и функций или дифференциацией клеток. Из клеток образуются ткани.
IV. Изучение нового материала
1.Ткань /Беседа, работа в группах, с/
Ткань – совокупность клеток и межклеточного вещества, сходные по строению, функциям и имеющих общее происхождение.
2.Строение и функции ткани. /Самостоятельная работа с учебником, выполнение задания ,работа в группах/
Охарактеризовать строение и функции ткани.
I группа. Эпителиальная ткань
А).Покровный эпителий
1).Однослойный : а)куб; б)призматический; в)реснитчатый; г)плоский.
2).Многослойный: а)зроговілий; б)не зроговілий.
Б).Железистый эпителий.
Функции эпителиальной ткани
1)Защитная. 2)Покровная. 3)Трофическая. 4)Выделительная. 5)Секреторная.
II группа. Соединительная ткань (ткани внутренней среды)
А)Собственно соединительная
1).Рыхлая формирует основу органов и осуществляет их питания ;
2).Плотная образует сухожилки, связи.
Б)Скелетная
1).Костная механическая функция;
2).Хрящевая механическая функция.
В) Жидкая соединительная
1).Лимфа защитная функция;
2).Кровь трофическая, запасная, терморегуляційна, транспортная функции.
Г)Соединительная ткань со специальными свойствами
1).Жировая механическая, терморегуляційна, запасная функции;
2).Пигментная захиснафункція.
III. группа. Мышечная ткань
1).Исполосованная: a)скелетная б)сердечная;
2).Неисполосованная (гладкая).
Основная функция - возбудимость и сократимость
IV. группа. Нервная ткань
1).Нейроны состоят из тела, аксонов и дендритов.
2).Нейроглия занимает промежутки, питание нервных клеток.
Основная функция возбудимость и проводимость
3.Строение и функции тканей./Заполнение таблицы/
№ за/п Тканина Особливості будови Функції
1. Епітеліальна
2. Сполучна
3. М᾽язова
4. Нервова

4.Стволовые клетки. /Сообщение ученика/
Стволовые клетки – клетки, которые сохраняют способность к делению в течение всей жизни организма и замещают погибшие клетки находятся в тканях, способных к регенерации (красный костный мозг, эпителий). Различают два типа стволовых клеток: А)эмбриональные – развиваются все ткани плода;
Б) стволовые клетки взрослого организма.
V. Обобщение и систематизация изученного материала.
1.Беседа.
1). Какие особенности строения имеют эпителиальные ткани?
2). Какие особенности строения имеют соединительные ткани?
3).Какие функции выполняет мышечная ткань?
4). Какие функции выполняет нервная ткань?
2.Кроссворд «Ткани»

1

 

2

 

3

 

4

5

6

7

 

1.Совокупность клеток, общих по происхождению, сходных по строению и функциям. (Ткань)
2.Прочная соединительная ткань, в своей структуре имеет нерастворимые соли кальция, принимает активное участие в минеральном обмене. (Костная)
3.Отросток нейрона, всегда один в длину может достигать 1 м, не ветвится, проводит нервный импульс от тела клетки к концевому отделу. (Аксон)
4.Ткань которая выполняет функции получения, переработки, сохранения и передачи информации, что поступает из внешней среды и от внутренних органов. (Нервная)
5.Специализация клеток по строению и функциям. (Дифференциация)
6.Кроме нейронов в состав нервной ткани входит ... (Нейроглия)
7.Одна из функций соединительной ткани. (Защитная)
VI. Итоги урока
Обратная связь:
а) что на уроке было главным?
б) что было интересным?
в) как полученные знания можно использовать в жизни?
г) на сегодняшнем уроке я понял ...; узнал ...; я научился ...
Оценивание работы учащихся на уроке
VII.Домашнее задание :
1.прочитать §7;
2.Проработать задания на с.26.
3.Подготовить сообщение «Органы человека».