организация клеток человека

Тема. Структурная и функциональная организация клеток .
Цель: ознакомить учащихся со структурной организацией клетки, ее органеллами особенностями их функционирования; продолжить развивать навыки работы с таблицами и рисунками, формировать экологическую культуру личности и умение обобщать, делать выводы; работать с учебником, составлять схемы, таблицы; воспитывать активную жизненную позицию, бережное отношение к собственному здоровью, убеждения в необходимости здорового образа жизни.
Оборудование: таблица “Строение животной клетки”, «Разнообразие клеток человека».
Базовые понятия и термины: клетка, типы клеток, строение клетки, поверхностный аппарат клетки, цитоплазма, ядро, органеллы, включения.
I. Организационный момент
II. Проверка знаний учащихся. /беседа/
1.Биологический диктант «Дополни предложения»
Любая живая система является
1) ..., поскольку требует поступления
2)... из окружающей среды и выделение
3)... . Для живых систем характерна
4) ..., то есть поддержание постоянного химического состава, структуры, свойств. Все живые системы способны к
5) ... , то есть воспроизводить себе подобных. Организм человека является одной из самых сложных
6)... систем, которая имеет разные уровни структурной и функциональной организации, а именно:
7)..., 8)..., 9)..., 10)..., 11)... .
Ответы: 1.открытой, 2.энергии, 3.продукты обмена, 4.саморегуляция, 5.самовосстановление, 6.биологическая (живая), 7.клеточный, 8)тканевый, 9)органный, 10)системы органов, 11)организменный.
2.Работа со схемой. Дополните схему.
Особливий хімічний склад

? ? ?

? ? ?
? ? ? Самовідтворення
? ? ? ? ? ?
? ? ? ? ? ?
Подразливість ? ? ?

III. Мотивация учебной деятельности.
Организм человека состоит из клеток. Клетка в электронном микроскопе кажется фантастической страной с островами и каналами. Ученые уже много знают о «микромир» жизни. С учетом всего, что сегодня известно о клетке, ее вернее было бы сравнить с городом, в котором все функционирует нормально. Я приглашаю вас к путешествию по идеальному городу. Это идеальное город называется клетка человека. А нашим экскурсоводом будет цитология – наука о клетке.
IV. Актуализация опорных знаний. /беседа/
Вспомните строение животной клетки. Из каких основных компонентов она состоит?
V. Изучение нового материала.
1.Клетка – наименьшая биологическая система./Рассказ, сообщение ученика/
Тело взрослого человека состоит из 10ˡᶣ клеток. Все они обеспечивают собственное функционирование и целостное функционирование организма. По функциям выделяют примерно 200 типов.
2.Форма и размеры клетки./Беседа, анализ рисунка «Форма клеток»/
Форма и размеры клетки зависят от ее функций. Диаметр большинства клеток 3-10 мкм. Длина мышечной клетки достигает 30 см, нервной – 1 м.
3.Строение клетки. /рассказ, работа в парах с таблицей и учебником, заполнение таблицы/
Клетка содержит 88 химических элементов. Основные Оксиген, Гидроген, Карбон, Азот, Фосфор, Сульфур составляют 98% общей массы клетки.
Основные составляющие клетки:
1). Поверхностный аппарат образован плазматичною мембраной и глікокаліксом.
2).Цитоплазма состоит на 80% из воды, содержит органические вещества и минеральные соли. В ней содержатся органеллы (эндоплазматическая сеть, комплекс Голги, митохондрии, лизосомы, рибосомы, клеточный центр) и включения.
3).Ядро покрыто ядерной оболочкой, содержит ядерный сок, ядрышко, хромосомы, в которых локализованы гены.
Органеллы – постоянные микроструктуры клетки, имеющие строение присущую только им, и выполняют определенные функции, необходимые для жизнедеятельности клетки.
Включения – непостоянные образования в цитоплазме(гранулы, капли, кристаллы), которые используются для жизнедеятельности клетки или откладываются в результате ее функціонуваня.
Самостоятельная работа в парах. Подготовить сообщение о составляющие клетки. После сообщения учащиеся заполняют таблицу «Строение и функции клетки».
Строение и функции клетки человека.

№ за/п Структурні елементи клітини Будова Функції
1. Мембрана
2. Цитоплазма
3. Ендоплазматична сітка
4. Комплекс Гольджі
5. Лізосоми
6. Мітохондрії
7. Рибосоми
8. Клітинний центр
9. Ядро

VI. Обобщение и систематизация изученного материала.
1)Биологический диктант
1.Вязка полужидкая вещество, в котором содержатся органеллы. (Цитоплазма)
2.Место сохранения и передачи наследственной информации. (Ядро)
3.Органоїди которые осуществляют окислительно-восстановительные процессы в клетке. (Митохондрии)
4.Система параллельно расположенных и сплющенных цистерн и трубочек к которым прикрепляются мембранные пузырьки, транспортирующие вещества от эндоплазматической сети. (Аппарат Голги)
5.Органоїд который регулирует и контролирует все жизненные процессы в клетке. (Ядро)
6.Совокупность молекул углеводов , которые выполняют функцию клеточных рецепторов. (Гликокаликс)
2)Работа с рисунками. Дать ответы на вопросы.
1.Докажите,что клетка функциональная единица живых организмов.
2.Есть ли в организме человека клетки, способные к движению? Приведите примеры.
3.В чем заключаются особенности строения и функций поверхностного аппарата клетки?
4.Как происходит саморегуляция в клетке?
5.Почему клетки организма человека отличаются по форме и размерам?
6.Может ли клетка существовать без митохондрий? Ответ обоснуйте.
VI. Итоги урока
Обратная связь:
а) что на уроке было главным?
б) что было интересным?
в) как полученные знания можно использовать в жизни?
г) на сегодняшнем уроке я понял ...; узнал ...; я научился ...
Оценивание работы учащихся на уроке
VII. Домашнее задание :
1.Прочитать §6;
2.Проработать задания на с.22.
3.Подготовить сообщение «Стволовые клетки».