Тема. Понятие о биологические системы.
Цель: ознакомить учащихся с биологическими системами и особенностями
их функционирования; продолжить развивать навыки работы с таблицами и рисунками,
формировать экологическую культуру личности и умение обобщать, делать выводы;
воспитывать активную жизненную позицию, бережное отношение к собственному здоровью,
убеждения в необходимости здорового образа жизни.
Оборудование: таблица “Организационные уровни живого”, «Строение тела
человека».
Базовые понятия и термины: биологические системы, этапы развития биологических
систем, свойства биологических систем
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний. /беседа/
1.Вспомните из курса «Природоведение» , что такое система? Приведите примеры.
2.Что вы понимаете под термином «Биологическая система»?
3.Чем живые системы отличаются от неживых?
III. Мотивация учебной деятельности учащихся. /беседа/
1. Какие оболочки создают географическую оболочку Земли?
2. Из чего состоит организм человека?
3. Что общего между организмом человека и географической оболочкой?
4. Вспомните, что такое система?
Система – это единое целое, состоящее из отдельных частей, которые тесно взаимосвязаны.
IV. Изучение нового материала.
1.Понятие - биологические системы. /Беседа, мозговой штурм/
Система отграничена совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся в определенных
отношениях и связях и образуют единое целое.
Что значит «открытая система»?
В і д к р и т а с и с т е м а |
↑ ↑ ↑ ↓ ↓
Вода | Повітря | Їжа | Вуглекислий газ | Неперетравлені рештки |
Открытая система – это структура которая осуществляет постоянный обмен вещества
и энергии со средой, в котором она возникла, и является структурно устойчивой
в нем.
Работа с учебником. Проанализируйте рисунок «Взаимосвязь биологических систем».
↑↓ Біосфера |
Работа с учебником. Проанализируйте рисунок «Этапы развития живых систем».
Розвиток | → | Стабілізація | → | Старіння |
Час ------↑------------------------------------------------------------------------------------↓------→
Утворення | Перетворення |
2.Человек как биологическая система./Работа с учебником, анализ рисунка,
заполнение таблицы/
Взаимосвязь систем разных уровней в организме человека:
атомы→молекулы→клетка→ткань→орган→орган→система органов→организм
Организм человека – открытая, целостная, саморегулирующаяся система, для которой
присущи общие свойства живых систем:
О с н о в н і в л а с т и в о с т і б і о л о г і ч н и х с и с т е м |
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
Особливий
хімічний склад |
Багато- рівне- вість |
Обмін
речо- вин, енергії та інфор- мації |
Ріст і роз-виток | Под- разли- вість |
Само-орга-ніза-ція | Само-відтво-рення | Само-регу- ляція |
Спадко-вість і мінли-вість | Адап- тація |
V. Обобщение и систематизация изученного материала.
1.Беседа.
1).Какие биологические системы вам известны?
2).Назовите особенности живых систем?
3).Чем отличается биологическая система от объектов неживой природы?
2.Самостоятельная работа учащихся.
1).Заполните таблицу «Уровни организации живых систем».
№ за/п | Рівні організації живих систем | Біологічна система | Елементи, що утворюють систему |
1. | Клітинний | ||
2. | Тканинний | ||
3. | Організменний | ||
4. | Популяційно-видовий | ||
5. | Біогеоценотичний | ||
6. | Біосферний |
2).Докажите, что организм человека является целостной биологической системой.
VI. Итоги урока
Обратная связь:
а) что на уроке было главным? б) что было интересным?
в) как полученные знания можно использовать в жизни?
г) на сегодняшнем уроке я понял ...; узнал ...; я научился ...
Оценивание работы учащихся на уроке
VII. Домашнее задание :
1.прочесть §5;
2.Проработать задания на с.19.