биологические системы

Тема. Понятие о биологические системы.
 

Цель: ознакомить учащихся с биологическими системами и особенностями их функционирования; продолжить развивать навыки работы с таблицами и рисунками, формировать экологическую культуру личности и умение обобщать, делать выводы; воспитывать активную жизненную позицию, бережное отношение к собственному здоровью, убеждения в необходимости здорового образа жизни.
 

Оборудование: таблица “Организационные уровни живого”, «Строение тела человека».
 

Базовые понятия и термины: биологические системы, этапы развития биологических систем, свойства биологических систем
 

I. Организационный момент


II. Актуализация опорных знаний. /беседа/


1.Вспомните из курса «Природоведение» , что такое система? Приведите примеры.
2.Что вы понимаете под термином «Биологическая система»?
3.Чем живые системы отличаются от неживых?


III. Мотивация учебной деятельности учащихся. /беседа/


1. Какие оболочки создают географическую оболочку Земли?
2. Из чего состоит организм человека?
3. Что общего между организмом человека и географической оболочкой?
4. Вспомните, что такое система?
Система – это единое целое, состоящее из отдельных частей, которые тесно взаимосвязаны.


IV. Изучение нового материала.


1.Понятие - биологические системы. /Беседа, мозговой штурм/
Система отграничена совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся в определенных отношениях и связях и образуют единое целое.
Что значит «открытая система»?

В і д к р и т а с и с т е м а

↑ ↑ ↑ ↓ ↓

Вода Повітря Їжа Вуглекислий газ Неперетравлені рештки

Открытая система – это структура которая осуществляет постоянный обмен вещества и энергии со средой, в котором она возникла, и является структурно устойчивой в нем.
Работа с учебником. Проанализируйте рисунок «Взаимосвязь биологических систем».

Клітина

↓↑ Тканини:

Епітеліальна; М’язова;

Сполучна; Нервова

Органи ↓↑

Системи органів: ↑↓

Опорно-рухова; Дихальна;

Серцево-судинна; Травна;

Видільна; Статева;

Нервова; Сенсорна;

Ендокринна; Імунна

↑↓ Організм людини

↓↑ Вид: Людина розумна

↑↓ Біогеоценоз

↑↓ Біосфера

Работа с учебником. Проанализируйте рисунок «Этапы развития живых систем».

Розвиток Стабілізація Старіння

Час ------↑------------------------------------------------------------------------------------↓------→

Утворення Перетворення

2.Человек как биологическая система./Работа с учебником, анализ рисунка, заполнение таблицы/
Взаимосвязь систем разных уровней в организме человека:
атомы→молекулы→клетка→ткань→орган→орган→система органов→организм
Организм человека – открытая, целостная, саморегулирующаяся система, для которой присущи общие свойства живых систем:

О с н о в н і в л а с т и в о с т і б і о л о г і ч н и х с и с т е м

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

Особливий

хімічний

склад

Багато-

рівне-

вість

Обмін

речо-

вин,

енергії

та інфор-

мації

Ріст і роз-виток Под-

разли-

вість

Само-орга-ніза-ція Само-відтво-рення Само-регу-

ляція

Спадко-вість і мінли-вість Адап-

тація

V. Обобщение и систематизация изученного материала.


1.Беседа.
1).Какие биологические системы вам известны?
2).Назовите особенности живых систем?
3).Чем отличается биологическая система от объектов неживой природы?


2.Самостоятельная работа учащихся.
1).Заполните таблицу «Уровни организации живых систем».

№ за/п Рівні організації живих систем Біологічна система Елементи, що утворюють систему
1. Клітинний
2. Тканинний
3. Організменний
4. Популяційно-видовий
5. Біогеоценотичний
6. Біосферний

2).Докажите, что организм человека является целостной биологической системой.


VI. Итоги урока


Обратная связь:
а) что на уроке было главным? б) что было интересным?
в) как полученные знания можно использовать в жизни?
г) на сегодняшнем уроке я понял ...; узнал ...; я научился ...
Оценивание работы учащихся на уроке


VII. Домашнее задание :


1.прочесть §5;
2.Проработать задания на с.19.