Эволюции человека

Тема. Происхождение человека.

Цель: познакомить учащихся с характерными чертами человекообразных обезьян и многообразием семьи Hominidae и рода Homo; установить направления эволюции человека; выявить черты сходства и различия человека и человекообразных обезьян; рассмотреть этапы антропогенеза: охарактеризовать факторы эволюции человека; формировать навыки работы с научно-популярной литературой; развивать логическое мышление.

Оборудование: таблица "происхождений человека", коллекция рисунков предков человека.

Тип урока: изучение нового материала

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Беседа.
1.Какое систематическое положение вида Человек разумный (Homo sapiens)?
2. Перечислите животные черты, которые свойственны человеку. В каких животных эти признаки просочились впервые?

Риси характерні для тварин Тип або клас тварин
1 Багатоклітинність Кишковопорожнинні
2 Білатеральна симетрія Плоскі черви
3 Тришаровість Плоскі черви
4 Тканини Плоскі черви
5 Порожнина тіла Круглі черви
6 Кровоносна система Кільчасті черви
7 Трубчаста нервова система Безчерепні (Головохордові)
8 Кістковий скелет Кісткові риби
9 Череп Кісткові риби
10 П’ятипала кінцівка Амфібії
11 Легеневе дихання Амфібії
12 Чотирикамерне серце Ссавці
13 Диференційовані зуби Ссавці
14 Постійна температура тіла Ссавці
15 Плацента Ссавці

III. Мотивация учебной деятельности

В истории всех народов есть мифы и легенды о сотворении человека мощной существом - богом. В наиболее известной из них рассказывается ... библейский бог создал сначала небо и землю. Затем он создал свет, отделив его от тьмы. Свет бог назвал днем, а тьму - ночью. Прошло еще шесть дней, во время которых бог завершил свою работу. За эти дни появились земля и море, растения и животные, луна и звезды. Наконец бог сказал: «Сотворим человека по образу нашему. Пусть царит над всем на земле »...... В то же время мы доказали, что Homo sapiens занимает определенное место в системе живой природы. Как и все живые организмы, он рождается, растет, стареет, умирает. Он имеет билатеральную симметрию тела, внутренний скелет, замкнутую кровеносную систему, постоянную температуру тела и т. Д. Человек обладает сознанием, работает, владеет языком. С одной стороны, человек - биологический организм, с другой - социальное существо.

Да каким же образом возник Homo sapiens?
- Как называется процесс возникновения и развития человека?
- Как шла эволюция человека? (Формулирует тему и цель урока)

IV. Изучение нового материала

Индивидуальный опрос:
- Какие особенности строения, поведения, образа жизни помогли древним обезьяноподобным выдержать борьбу за существование с другими животными, и как они способствовали возникновению человека?
- Какое значение для антропогенеза мало прямохождение?
- В чем принципиальное отличие эволюции человека от эволюции животных?
- Почему в процессе эволюции человека биологические закономерности постепенно уступили социальным?
- Почему идея о труде является главным в антропологии?
И.П. Павлов говорил, что слово сделало нас людьми. Или не имеет здесь противоречия?

2.Внимательно изучите данные, приведенные в таблице. Какие выводы можно сделать, сравнивая эти показатели? / Самостоятельная работа /

Ознака Р і д
Гібон Орангутан Шимпанзе Горила Людина
Абсолютна маса мозку(г) 130 400 345 420 1360
Маса мозку по відношенню до маси тіла 1/73 1/88 1/61 1/220 1/45
Довжина шийного відділу (% від довжини тіла) 17 24 23 24 26
Довжина верхніх кінцівок (% від довжини тіла) 239 182 175 154 150
Довжина нижніх кінцівок (% від довжини тіла) 147 119 128 112 171
Кількість хребців: шийних 7 7 7 7 7
Грудних 13 12 13 13 12
Поперекових 5 4 4 3 5
Крижових 5 5 5 5 5
Хвостових (куприкових) 3 - 4 2 - 3 4 - 5 4 - 5 4 - 5
Загальна 33 - 34 30 - 32 33 - 34 32 - 33 33 - 34

3.Сравнительная характеристика человекообразных обезьян (сообщение ученика или рассказ, работа с таблицей)

Ознаки Гібон Орангутанг Горила Шимпанзе
Розповсюдження Південно-Східна Азія Суматра, Калімантан Екваторіальна Африка Африка
Розміри Невеликі До 2 м

маса до 250 кг

190 см,

маса до 300 кг

150 см,

Маса 80 кг

Місце проживання На деревах Переважно на деревах Наземне Наземне
Характер їжі Всеїдні Всеїдні Рослинна Рослини, комахи, інші тварини
Ступінь розвитку волосся Добра Волосся грубе, на обличчі не має Обличчя без волосся, на тілі рідке Рідка
Кількість хромосом 44 48 48 48
Вагітність ≈7-8 місяців ≈9 місяців ≈9 місяців ≈9 місяців
Засоби спілкування Пісні, міміка Пісні, міміка 20 звуків, жести Дуже розвинуті
Родинне життя Є Є Стада Групи 3-8 особин
Використання знарядь Так Так Тонкі маніпуляції Дуже тонкі маніпуляції

4.Сравнительная характеристика человекообразных обезьян и человека (работа с дидактическим материалом)

Подібність людини і людиноподібних мавп Відмінність людини
Крупні розміри, довгі кінцівки, довга шия, широкі плечі, ключиці, є п’яткова кістка Вигин хребта

Склепіння стопи

Таз низький , широкий міцний

Дуже рухома кисть і великий палець

Мозкова частина черепа переважає

Виступ на підборідді

Мозок в 2-2,5 рази більше

Розвинуті тім’яні, вискові, лобова частини мозку

Розширена грудна клітина

Мова

Розвинутий ніс, вушні раковини, великі очі, будова середнього вуха, об’ємний і кольоровий зір
Рідка шерсть, п’ять пальців з нігтями, великий палець протиставлений
Подібне число часток в легенях, апендикс, візерунок кореневих зубів, будова гортані, , дві молочні залози, великий мозок
Строки статевого дозрівання, тривалість вагітності,

1 маля

Чотири групи крові, 99% білків подібні, хвороби, близький набір хромосом, подібні гемоглобін, гормони.
Міміка, образне мислення, груповий спосіб життя

5.Поривняння признаков человека и человекообразных обезьян. / Рассказ, беседа /
1) .Еще в 1929 году английский анатом А.Кейз определил у человека 1065 признаков, из которых 396 свойственны человеку и шимпанзе, 385 - человеку и горилле, с 54 - человеку и орангутанов, 117 - человеку и гиббонов, 113 - человеку и ниже приматам, 17 - человеку и полуобезьян. Приведите конкретные факты (примеры).
2) .312 признаков принадлежит только человеку. В чем качественное отличие человека?
3) .В опытах оказалось, что ДНК человека и птицы гибридизующимся на 10%; человеку и мыши на 19%; человека и крупных млекопитающих - на 40%; человека и макаки-резуса - на 74%; человека и шимпанзе - до 98%. Объясните эти факты.
4) .Проанализуйте близость человека и человекообразных обезьян по данным разных наук:
Палеонтология и анатомия:

Людина
Шимпанзе
Горила
Орангутанг
Гібон

Иммунология и генетика:

Людина
Шимпанзе
Горила
Орангутанг
Гібон

Біохімія:

Людина
Шимпанзе
Горила
Орангутанг
Гібон

6.Эволюция антропоидов. / Чертежи основных этапов антропогенеза /

Перші сучасні люди

(Кроманьонці)

Прадавні люди

(Неандертальці)

Найдавніші люди (яванський пітекантроп, синантроп, гейдельберзька людина)

Австралопітеки Шимпанзе Горила

Дріопітек Орангутан Гібон

↑ ↑ ↑

Пропліопітек

7.Факторы эволюции человека. / Сообщений ученика, беседа /
Эволюция человека проходила не только под влиянием биологических, но и социальных факторов. На ранних этапах антропогенеза ведущее значение для эволюции древнейших и древних людей играли биологические факторы - изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Отбор способствовал сохранению особей не только с выраженными физическими показателями (сила, выносливость) но и с социальными чертами (уровень умственного развития: изготовление и использование орудий труда, способность к общению, навыки коллективного действия). С уменьшением роли биологических факторов возрастает значение для эволюции человека социальных факторов. Способность к трудовой деятельности, абстрактное мышление и членораздельного речи возникла и совершенствовалась как специфическое свойство человека разумного в результате воздействия коллективного образа жизни. Однако эти качества не закрепились в генотипе и формируются в каждой современного человека в процессе его индивидуального развития только под влиянием воспитания и учеба. Большое значение для социальной эволюции человека имело появление заботы о пожилых людях, женщин и детей.

Р у ш і й н і с и л и е в о л ю ц і ї л ю д и н и

           ↓                         ↓

Б і о л о г і ч н і                     С о ц і а л ь н і                                                                       

            ↓                                ↓                            ↓                                         ↓                         ↓

1.Спадковість

2.Боротьба за існування

3.Природний добір

                 Праця  Суспільний характер життя Мислення Мова

      ↓                        ↓                               ↓ ↑         →→→→→↑→→→→→→↑       →→→→→↑

Прямо-

ходіння

Рухома верхня кінцівка Розвинутий

мозок

8.Стадии антропогенеза. / Сообщение учеников, заполнение таблицы /
В течение нескольких последних десятилетий было найдено достаточно много ископаемых родственников человека и процесс ее эволюции стал гораздо более понятным. Сейчас к семье гоминиды относятся семь родов и не менее 23 видов приматов. Но кроме человека все они вымерли.
Ранние гоминиды За последние годы в Африке было найдено целый ряд древних гоминид, живших примерно 5,5 - 6,5 млн лет назад (или возможно чуть раньше в 8 млн лет). Такие данные были получены с помощью молекулярно-генетических маркеров. Они описаны как представители трех новых родов: Ardipithecus, Sahelanthropus и Orrorin. Все эти древнейшие гоминиды стояли на двух ногах, однако скорее всего жили в лесу.
Австралопитеки Все виды австралопитеков жили в Африке 4,5 - 2 млн лет назад. Они были прямоходящими и всеядными жителями саванн. Именно австралопитеки считаются непосредственными предками рода Номо. Сейчас найдены останки не менее пяти видов австралопитеков. Наиболее известными из них являются Australopithecus afarensis, Australopithecus africanus, Sahelanthropus tchadensis, Orrorin tugenensis и род Paranthropus в который выделено три вида так называемых «массивных» австралопитеков, которые отличались от других австралопитеков большими размерами и значительно массивнее телосложением.
Древнейшие люди Границей между австралопитеками (включая парантропов) и «людьми» (Номо) следует считать объем мозга, больше 600 см³, и, главное, изготовление каменных орудий. Однако объем мозга, скорее всего, не может быть надежным критерием. Так в 2004 описано вид Номо floresiensis с объемом мозга 380 см³ (хотя по всем другим признакам он, безусловно является представителем рода Номо) .Перехид от древнейших людей (Номо habilis | Номо rudolfensis) до Номо ergaster был очень важным качественным скачком в эволюции гоминид. Во время этого перехода состоялись две очень важные изменения. Во-первых, резко увеличились размеры тела. Во-вторых, увеличилась доля животной пищи в рационе, что способствовало развитию мозга. Объясняется тем, что Номо ergaster научился более эффективно охотиться на крупную и среднюю добычу и конкурировать с другими видами.

Етап Предки людини Де і коли жили Умови життя Об’єм мозку Володіння мовою Особливості руху Трудова діяльність Спосіб життя Фак

тори ево

люції

Австралопітек Південна і Східна Африка, Південна Азія 4,5-2 млн років назад Жили серед скал на відкри

тих прос

торах

500 – 600 см³

Ріст 120 – 140 см

На двох ногах Користувались камінням, палками, кістками тварин Жили поодиноко, вживали м’ясну їжу Біоло

гічні

Архантропи – найдавніші люди Людина вміла

Номо habilis

Східна Африка, 2,4 – 1,5млн років назад Жили серед скал на відкри

тих прос

торах

670 см³ Ріст 140 – 150 см Зачатки мови На двох ногах Користувались палками, виготовляли примітивні засоби праці Жили первісними стадами Біо логічні, соціальні (не значні)
Номо ergaster Африка, 1,9-1,6 млн років назад Жили серед скал на відкри

тих прос

торах

880 см³ Ріст 140 – 150 см Зачатки мови На двох ногах Користувались пал

ками, вог нем, виго товляли обоюдогострі рубила, примітивні засоби праці

Жили первісними стадами Біо логічні, соціальні (не значні)
Людина випрямлена

Номо erectus

Європа, Південна Азія, 1,6 млн - 350 -300 тис років назад Жили серед скал на відкри

тих прос

торах

Від 900 до 1100 см³ Ріст 150 см Зачатки мови На двох ногах Користувались пал

ками, вог нем, виго товляли обоюдогострі рубила, примітивні засоби праці

Жили первісними стадами Біо логічні, соціальні (не значні)
Пітекантроп (мавпо

людина)

О. Ява, Африка, Середземномор’я,

1 млн років назад

Жили в печерах 900 -1000 см³

Ріст 150 см

Зачатки мови На двох ногах Користувались палками, виготовляли примітивні засоби праці Жили первісними стадами, Біо логічні, соціальні (не значні)
Синантроп (китайська людина), Гейдель

берська людина

Китай та ін.

400 тис. років назад

Будували примітивні укриття 850 – 1220см³

Ріст 150 – 160 см

Зачатки мови На двох ногах Користувались вогнем, одягались в шкіри. Знаряддя праці з каменів, кісток, рогів Жили первісними стадами Біо логічні, соціальні (не значні)
Палеоантропи – давні люди Неандер

тальці

Європа, Африка, Середня Азія близько 150 тис років назад Жили в печерах 1400см³ звивин мало

Ріст 155 - 165 см³

В спілку ванні

користу вались жестами і примітив ною мовою

На двох ногах Користувались вогнем для приготування їжі. Одягались в шкіри. З’явився поділ праці. Ви готовляли різноманітні знаряд дя праці з каменів і дерева. Жили групами до 100 чоловік в печерах Біо логічні, соціальні (не значні)
Нео антропи – перші сучасні люди Крома

ньонці

Повсюди 30 – 40 тис. років назад Будували житла, прикрашали їх малюн

ками.

1600 см³

Ріст до 180 см

При спіл куванні користу

вались мовою

На двох ногах Виготовляли одежу із шкір, приручали тварин, окульту

рювали рослини

Жили ро довими групами Пере

йшли від біо логіч ної ево люції до соці альної

V.Узагальнення и систематизация знаний.
А) .Бесида.
1. Почему возникновения человека трудно представить в рамках иного, чем приматы ряда?
2. Что общего между человеком и человекообразными обезьянами?
3.Назвить черты отличия человека от человекообразных обезьян?
4.Какие животные, по эволюционной теории, были предками человека?
5.Назвить предку формы человека.
Б) .Самостоятельная работа.
В каких представителей рода Номо произошло существенное увеличение объема мозга? С чем это может быть связано?
В) .Проблемные вопрос.
Изменения в происходили в строении человека на разных этапах эволюции?
VI. Подведение итогов урока.
Обратная связь:
а) на уроке было главным?
б) было интересным?
в) как полученные знания можно использовать в жизни?
г) на сегодняшнем уроке я понял ...; узнал ...; научился ...
VII. Домашнее задание
1.Прочитаты §2, конспект.
2.Опрацюваты вопрос на с.11.
3. Изучить сроки.
4.Пидготуваты сообщения о «Характерные особенности вида Homo sapiens», «Особенности строения скелета человека», «Особенности строения конечностей человека», «Мозг», «Проблемные« точки »организма человека».