Происхождение человека.

Тема. Происхождение человека.
Цель: познакомить учащихся с многообразием семьи Hominidae; рассмотреть особенности ее формирования и основные этапы эволюции; ознакомить учащихся с теориями и гипотезами происхождения человека; формировать навыки работы с научно-популярной литературой; развивать логическое мышление.
Оборудование: таблица "Эволюция органического мира", таблица "Эволюция человека", муляжи и рисунки вымерших представителей семейства Hominidae.
Тип урока: изучение нового материала Базовые понятия и термины: антропогенез, гоминиды, эволюция, австралопитек, парантропа, прямохождение, мозг, социальное поведение, гипотеза моноцентризму, гипотеза полицентризма, гипотеза широкого моноцентризму.
I. Организацийний момент
II. Мотивация учебной деятельности ./Бесида/
Давайте представим, что представители инопланетных цивилизаций, которые прилетели на Землю, пытаются установить контакт с нами, землянами. И первые вопросы, из которых по всей вероятности, началось бы их знакомство с людьми, были бы такие: «Кто вы?», «Какие вы?», «Куда вы направляетесь?», «Чем занимаетесь?».
III. Актуализация опорных знаний. / Беседа, сообщение ученика. /
К какому классу и ряда принадлежит человек?
Приведите доказательства, того что человек принадлежит к классу млекопитающих?
Приведите доказательства, того что человек принадлежит к ряду Приматы?
Сообщение учащихся о человекообразных обезьян шимпанзе, горилла, орангутан, гиббон. (Формулирует тему и цель урока)
IV.Вивчення нового материала
Вспомните по курсу «История древнего мира», которые эволюционные изменения произошли в процессе исторического развития человека.
1.Еволюцийна теория происхождения человека. / Рассказ учителя /
Эпоха эволюционных подходов началась еще в античные времена - Гераклит, Эмпедокл, Демокрит. Аристотель высказал предположение, что человек произошел от животных. Карл Линней объединил человека и высших обезьян в один род - Ноmо. Жан-Батист Ламарк разработал теорию родства человека и орангутана. Чарлз Дарвин в работе «происхождений человека и половой отбор (1871) привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков путем изменений в результате отбора и раскрыл биологические факторы, которые определили эволюцией человека. Фридрих Энгельс описал социальные фактории эволюции человека в Праи «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека (1876).
2.Людина в системе органического мира. / Беседа, анализ схемы /....

таксономическая единица
1. ↓ царство животные
2. ↓ підцарство многоклеточные
3. ↓ тип Хордовые (Chordata)
4. ↓ підтип Позвоночные (Vertebrata)
5. ↓ группа Щелепнороти (Gnathostomata)
6. ↓ класс Млекопитающие (Mammalia)
7. ↓ підклас Плацентарные (Placentaria)
8. ↓ ряд Приматы (Primates)
9. ↓ підряд Высшие приматы, или Человекообразные (Antropoidae)
10. ↓ секція Узконосых (Catarrhini)
11. ↓ надродина Вищих вузьконосих (Antropomorpha)
12. ↓ родина Гоминид (Hominidae)
13. ↓ рід Человек (Homo)
14. ↓ вид Человек разумный (Homo sapiens)

3.Антропогенез. Эволюционное дерево приматов. / Рассказ учителя, анализ рисунка или слайда /
Антропогенез - возникновение и формирование человека в процессе эволюции. Анализ рисунка «Эволюционное дерево приматов».
4. Гипотезы мисцепоходження человека. / Рассказ учителя, сообщение ученика /
Гипотезы мисцепоходження человека:
1) .Моноцентризму - происхождение Ноmо sариеns с одним регионом - Африкой.
2) .Полицентризму - возникновение современного человека происходило в нескольких частях планеты (Азия, Южная Африка) из разных предковых форм древних людей. Ее впервые выдвинул американец Франс Венденрейх (1873-1948).
3) Широкие моноцентризму - человек прямоходящий мигрировала из Африки, поэтому одновременно в нескольких центрах появился человек современного типа.
5. Эволюционная теория происхождения человека (продолжение). / Рассказ учителя /
Сейчас считается общепризнанным, что эволюция человека продолжается 2 млн лет.В становлении современного человека выделяют три этапа:
первый этап - 1 млн - 400 тыс. лет назад - древние люди (питекантропы, архантропы, человек прямоходящий)
второй этап - 250 - 40 тыс. лет назад - древние (неандертальцы поздние, палеоантропы)
третий этап - 40 - 70 тыс. лет назад - первые современные люди (неандертальцы ранние, неоантропы, кроманьонцы, Человек разумный)
6.Другие (неэволюционным) гипотезы происхождения человека. / Рассказ учителя, беседа /
Многочисленные мировые религии утверждают, что первый человек был создан богом. В XIX в .. получила распространение гипотеза космического происхождения человека. За ней, жизнь на Землю была занесена из космоса представителями внеземных цивилизаций, которые посещали нашу планету.
7.Епохальни события на различных этапах развития человека. / Беседа, анализ рис. или слайда /

Ш к а л а    ч а с у Епохальні  події
1,7 мільйон років тому Прямоходіння
Кам'яні знаряддя праці
50 тисяч років тому Печерний живопис
Мова
300 років тому Сільське господарство
Перша половина ХХ століття Організоване суспільство
Середина ХХ століття Індустріалізація
2000 рік Атомна та комп’ютерна ери

V.Узагальнення и систематизация знаний.
А) .Бесида.
1.Назовите ученых, занимавшихся изучением происхождения человека.
2.Кто является автором труда «Происхождение человека и половой отбор»?
3. Что такое антропогенез?
4.Какие животные, по эволюционной теории, были предками человека?
5. В чем заключается суть гипотез: а) моноцентризму; б) полицентризму; в) широкого моноцентризму?
6.Какие гипотезы происхождения человека на Земле (кроме эволюционной) вам известны?
Б) .Самостийна работа.
С помощью рис. или слайда «Человек в системе органического мира» охарактеризуйте систематическое положение вида Человек разумный.
В) .Проблемнне вопрос.
Обоснуйте принадлежность вида Человек разумный к империи Клеточные, над- царства эукариот царства Животные, типа Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду приматов, подотряду Человекообразные, секции узконосых, надсемейства Высшие узконосые, семьи Гоминиды, ряда Человек.
VI. Подведение итогов урока.
Обратная связь:
а) на уроке было главным?
б) было интересным?
в) как полученные знания можно использовать в жизни?
г) на сегодняшнем уроке я понял ...; узнал ...; научился ...
VII. Домашнее задание
1.Прочитаты §2, конспект. 2.Опрацюваты вопрос на с.11. 3. Изучить сроки. 4.Пидготуваты сообщений о «Сравнительная характеристика человекообразных обезьян», «Сравнительная характеристика человекообразных обезьян и человека», «Факторы эволюции человека», «Этапы антропогенеза».