Программа по биологии 7 класс (Животные)

Программа Биология 7 класс(Животные)

Название раздела, темы

Содержание учебного материала

Коли-чество часов

Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся)

1.

Введение Общие сведения о мире животных

Зоология – наука о животных. Разнообразие животных и их место в природе. Классификация животных Основные процессы жизнедеятельности.

2

Ученик называет:

- царства живой природы ;

- признаки животных и основные процессы жизнедеятельности;

- особенности организма животного, гетеротрофа, эукариота;

- основные систематические категории царства животные.

Определяет:

- зоологию как науку.

Приводит примеры:

- представителей царства Животные;

- животных своей местности.

Сравнивает :

- процессы жизнедеятельности растений и животных;

Распознает:

Представителей разных царств организмов.

2.

Тема 1 Строение и жизнедеятельность животных

Клетки, ткани, органы, и системы органов животных. Обмен веществ, движение, размножение и развитие

Демонстрация:

Микропрепаратов тканей животных.

Демонстрация:

- постоянных микропрепаратов простейших Демонстрация:

- постоянных микропрепаратов тканей и муляжей органов и систем органов.

ЛР №1.Изучение особенностей животных клеток и тканей

3

Ученик называет:

- строение клетки, типы тканей;

- органы и системы органов у животных;

Определяет: ткани, органы, системы органов;

Приводит примеры тканей, органов, систем органов.

Сравнивает:

- строение клеток и типы тканей животных и растений;

Характеризует:

- особенности организации животных;

- обмен веществ и энергии.

Делает вывод:

- об особенностях строения животной клетки.

3.

Тема 2. Подцарство Одноклеточ-ные животные или Простейшие

Общая характеристика одноклеточных. Тип Саркодовые. Обыкновенная амеба. Дизентерийная амеба. Тип Жгутиковые. Зеленая амеба и вольвокс. Тип Инфузории. Инфузория-туфелька. Многообразие и значение простейших.

Демонстрация:

- микропрепаратов одноклеточных животных.

Л Р № 2. Наблюдение под микроскопом за особенностями строения и передвижения инфузории-туфельки.

4

Ученик называет:

- особенности строения и процессов жизнедеятельности одноклеточных;

- среды обитания простейших.

Определяет:

- некоторые виды разных типов одноклеточных.

Приводит примеры:

- представителей типов;

- представителей разных сред обитания.

Сравнивает:

- строение и процессы жизнедеятельности представителей разных типов одноклеточных животных.

Характеризует:

- заболевания, вызываемые паразитическими одноклеточными.;

- механизм заражения паразитическими одноклеточными;

- значение одноклеточных в природе и в хозяйственной деятельности человека;

Применяет знания:

- для соблюдения правил личной гигиены, предупреждая заражение паразитическими простейшими.

Соблюдает правила:

- работы с микроскопом.

Делает вывод:

- об особенностях строения, передвижения и процессов жизнедеятельности одноклеточных животных.

4.

Тема 3. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Губки. Тип Кишечнополостные.

Общая характеристика многоклеточных. Общие черты типа Губки. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Особенности организации и процессов жизнедеятельности пресноводного полипа гидры. Разнообразие кишечнополостных и их роль в природе.

Демонстрация:

- постоянных препаратов и микропрепаратов губок и кишечнополостных.

ЛР № 3. Строение гидры.

3

Ученик называет:

- общие признаки многоклеточных животных;

- общие признаки представителей типов Губки и Кишечнополостные.

Приводит примеры:

- представителей губок и кишечнополостных;

- особенности организации и процессов жизнедеятельности пресноводного полипа гидры.

Сравнивает:

- организацию одноклеточных , колониальных и многоклеточных организмов;

- функции клеток одноклеточных и многоклеточных организмов;

- способы размножения губок и кишечнополостных;

- жизненные формы представителей Кишечнополостных.

Распознает:

- симметрию тела кишечнополостных;

- слои клеток на микропрепарате «Строение гидры»;

- различные виды кишечнополостных на рисунках.

Характеризует:

- усложнение организации губок и кишечнополостных по сравнению с одноклеточными животными;

- процесс регенерации.

Применяет знания:

- для объяснения места губок и кишечнополостных в эволюции животных;

- для объяснения значения губок и кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Соблюдают правила:

- изучения гидры на микропрепарате под микроскопом.

Делают выводы:

- об усложнении строения губок и кишечнополостных

5.

Тема 4.

Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви.

Тип Плоские черви. Классы Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви. Тип Круглые черви. Аскарида. Тип Кольчатые черви. Классы Многощетинковые и Малощетинковые черви. Дождевой червь. Значение червей в природе и в жизни человека.

Демонстрация:

- постоянных препаратов плоских, круглых и кольчатых червей.

ЛР № 4. Изучение внешнего строения и особенностей передвижения дождевого червя.

5

Ученик называет:

- общие признаки плоских, круглых и кольчатых червей;

- характерные признаки сосальщиков, реснитчатых, ленточных, малощетинковых и многощетинковых червей.

Приводит примеры:

- свободноживущих видов червей;

- видов червей, ведущих паразитический образ жизни.

Распознает:

- системы органов плоских, круглых и кольчатых червей на таблицах;

- представителей различных типов и классов червей на таблицах, рисунках.

Характеризует:

- особенности внешнего и внутреннего строения плоских, круглых и кольчатых червей;

- особенности размножения и распространения червей паразитов человека и животных

Объясняет:

- усложнения организации червей по сравнению с кишечнополостными;

- жизненные циклы паразитических видов червей;

- приспособление в строении и процессах жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей;

- значение червей в природе и в жизни человека.

Сравнивает:

Особенности строения плоских, круглых и кольчатых червей;

- особенности строения и процессов жизнедеятельности свободноживущих и паразитических червей.

Наблюдает и описывает:

- внешнее строение и особенности передвижения дождевого червя;

- ответную реакцию дождевого червя на раздражение.

Применяет знания:

- о распространении паразитических червей в целях личной гигиены и защиты от заражения домашних животных.

Соблюдает правила:

- личной гигиены;

Делают выводы:

- об особенностях строения плоских, круглых и кольчатых червей;

- об особенностях процессов жизнедеятельности паразитических и свободноживущих червей.

- о значении червей в природе и жизни человека.

6.

Тема 5.

Тип

Членистоно-гие

Тип Членистоногие. Классы Ракообразные, Паукообразные. Клещи. Членистоногие. Многообразие насекомых: с полным и неполным превращением. Значение членистоногих в природе и в жизни человека.

Демонстрация:

- коллекций ракообразных, паукообразных и насекомых и влажных препаратов ракообразных и паукообразных.

ЛР № 5.Изучение признаков приспособления к среде обитания во внешнем строении речного рака.

ЛР №6.Изучение особенностей внешнего строения насекомых.

ЛР №7. Определение отрядов насекомых.

10

Ученик называет:

- характерные признаки типа Членистоногие;

- характерные признаки классов Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.

Приводит примеры:

- ракообразных, паукообразных, насекомых встречающихся в нашей местности;

- редких и исчезающих видов;

- видов вредителей сельского хозяйства;

- видов являющихся переносчиками и возбудителями заболеваний человека и животных;

- видов опылителей растений;

- одомашненных насекомых

Распознает:

- системы органов членистоногих на таблицах;

- представителей классов членистоногих на наглядных пособиях и в природе;

- представителей отрядов класса насекомые на таблицах и натуральных объектах.

Характеризует:

- особенности внешнего и внутреннего строения ракообразных, паукообразных, клещей и насекомых;

- особенности размножения и развития насекомых паразитов человека и животных;

- значение членистоногих в природных сообществах и жизни человека.

Объясняет:

- особенности ловли добычи у пауков

- особенности питания пауков, клещей и насекомых-паразитов;

- признаки отрядов насекомых.

Сравнивает:

- особенности организации членистоногих и кольчатых червей;

- особенности строения ракообразных, паукообразных и насекомых;

- особенности развития насекомых с полным и неполным превращением.

Наблюдает и описывает:

- поведение общественных насекомых и пауков.

Применяет знания:

- при определении отрядов насекомых;

- о биологических особенностях паразитических членистоногих и клещей для соблюдения личной гигиены, профилактики переносимых ими заболеваний;

- для борьбы с насекомыми вредителями в сельском хозяйстве и быту.

Соблюдает правила:

- личной гигиены;

- наблюдения за поведением насекомых.

Делает выводы:

- о возникновении признаков приспособления к среде обитания во внешнем строении членистоногих.

7.

Тема 6. Тип Моллюски и Иглокожие.

Тип Моллюски. Классы Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие моллюски. Тип Иглокожие. Значение в природе и в жизни человека.

Демонстрация:

Влажных препаратов и коллекций моллюсков и иглокожих.

ЛР № 8. Изучение особенностей строения брюхоногих моллюсков.

4

Ученик называет:

- характерные признаки типов Моллюски и Иглокожие;

- характерные признаки классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Приводит примеры:

- видов моллюсков своей местности;

- видов моллюсков и иглокожих которые имеют важное значение в природных сообществах и жизни человека.

Распознает:

- системы органов моллюсков и иглокожих на таблицах;

- представителей моллюсков и иглокожих на таблицах, изображениях и натуральных объектах.

Характеризует:

- особенности внешнего и внутреннего строения моллюсков и иглокожих;

- приспособления моллюсков и иглокожих к условиям существования.

Объясняет:

- особенности симметрии тела моллюсков и иглокожих.

Сравнивает:

- особенности строения моллюсков и кольчатых червей;

- особенности строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков;

- особенности внешнего строения морских лилий и морских звезд.

Наблюдает и описывает:

- особенности передвижения моллюсков.

Применяет знания:

- об особенностях жизнедеятельности моллюсков при уходе за аквариумными видами.

Соблюдает правила:

- личной гигиены;

Делает выводы:

- об особенностях строения моллюсков и иглокожих;

- о значении моллюсков и иглокожих в природе и жизни человека.

8.

Тема 7. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные.

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.

Демонстрация: препаратов и микропрепаратов ланцетника.

ЛР № 9.Изучение внутреннего строения ланцетника.

2

Ученик называет:

- характерные признаки типа Хордовые;

- характерные признаки подтипа Бесчерепные.

Приводит примеры:

- приспособлений ланцетника к условиям существования.

Распознает:

- органы и системы органов ланцетника на таблице и постоянных микропрепаратах.

Сравнивает: особенности строения опорно-двигательной системы хордовых с червями, членистоногими, моллюсками и иглокожими.

Объясняет:

Взаимосвязь внешнего строения , образа жизни и среды обитания.

Делает выводы: об особенностях внутреннего строения ланцетника.

9.

Тема 8. Тип Хордовые. Подтип Позвоночные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Подтип Позвоночные. Общая характеристика классов Хрящевые и Костные рыбы. Размножение костных рыб. Поведение рыб. Сезонные явления в жизни рыб. Разнообразие костных рыб. Роль в водных экосистемах и значение в жизни человека. Охрана рыб. Общая характеристика класса Земноводные. Размножение, сезонные явления в жизни земноводных. Разнообразие земноводных.

Роль в экосистемах и значение в жизни человека. Охрана земноводных.

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Размножение, сезонные явления в жизни пресмыкающихся. Разнообразие пресмыкающихся. Роль в экосистемах и значение в жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Демонстрация: влажных препаратов рыб, земноводных, пресмыкающихся; скелетов окуня, лягушки и ящерицы.

ЛР № 10. Изучение внешнего строения рыб.

ЛР № 11.Сравнение скелета земноводных и рыб.

12

Ученик называет:

- характерные признаки хрящевых, костных рыб, земноводных и пресмыкающиеся.

Приводит примеры:

- известных хрящевых рыб;

- рыб, обитающих в водоёмах своей местности;

- рыб имеющих важное промысловое значение;

- виды земноводных и пресмыкающихся обитающих в природных сообществах своей местности;

- известных земноводных и пресмыкающихся;

- рыб, земноводных, пресмыкающихся нуждающихся в охране.

Распознает:

- представителей классов Хрящевые и Костные рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся;

- системы органов и органы рыб, земноводных и пресмыкающихся на таблицах;

- представителей некоторых отрядов рыб, земноводных, пресмыкающихся в природе, на фотографиях таблицах.

Характеризует:

Среды обитания , особенности внешнего и внутреннего строения, процессы жизнедеятельности рыб, земноводных и пресмыкающихся;

- размножение и развитие рыб, земноводных и пресмыкающихся;

-- сезонные явления в жизни рыб, земноводных и пресмыкающихся.

Объясняет:

- взаимосвязь строения организма и среды обитания рыб, земноводных и пресмыкающихся;

- приспособления пресмыкающихся к жизни на суше;

- причины необходимости охраны рыб, земноводных и пресмыкающихся;

- значение рыб, земноводных и пресмыкающихся в природных сообществах и жизни человека.

Сравнивает:

- особенности строения и процессов жизнедеятельности ланцетника, рыб, земноводных и пресмыкающихся;

- черты приспособления ланцетника, рыб, земноводных и пресмыкающихся к жизни в определенных средах обитания;

- усложнение поведенческих реакций позвоночных с моллюсками и членистоногими.

Наблюдает и описывает:

- особенности передвижения и поведения рыб, земноводных и пресмыкающихся;

- сезонные явления в жизни рыб, земноводных и пресмыкающихся.

Применяет знания:

- о рыбах для объяснения особенностей их разведения в водоемах , содержания в аквариумах;

- о рыбах, земноводных и пресмыкающихся для доказательств необходимости их охраны.

Соблюдает правила:

- охраны мест обитания рыб, земноводных и пресмыкающихся;

Делает выводы:

- об особенностях внешнего строения рыб;

- о зависимости строения опорно-двигательных систем рыб и земноводных от среды обитания;

- о значении рыб, земноводных и пресмыкающихся в природных сообществах и в жизни человека.

10.

Тема 9. Тип Хордовые. Подтип Позвоночные: Птицы, Млекопитаю щие.

Общая характеристика класса Птицы. Особенности жизнедеятельности птиц. Признаки приспособленности к полёту и разнообразным средам обитания. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни. Разнообразие птиц. Роль в экосистемах и значение в жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство.

Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности млекопитающих. Размножение и развитие. Многообразие млекопитающих. Первозвери. Сумчатые. Плацентарные: отряды Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные, Приматы. Сезонные явления в жизни млекопитающих, особенности поведения. Роль млекопитающих в экосистемах. Охрана млекопитающих. Их значение для человека. Животноводство.

Демонстрация: чучела птиц, млекопитающих; скелетов голубя и кролика.

ЛР №12.Изучение внешнего строения птиц и строение пера.

ЛР №13. Изучение особенностей строение скелета птиц.

16

Ученик называет:

- характерные признаки птиц и млекопитающих;

- черты приспособленности птиц к полету;

- характерные признаки отрядов птиц и млекопитающих;

- виды домашних птиц и млекопитающих;

Приводит примеры:

- видов основных отрядов птиц и млекопитающих;

- видов перелетных, кочевых и оседлых птиц;

- приспособления птиц и млекопитающих к разным средам обитания;

- редкие и исчезающие виды птиц и млекопитающих;

- видов птиц и млекопитающих имеющих значение для человека;

Распознает:

- системы органов птиц и млекопитающих на таблицах;

- представителей отрядов птиц и млекопитающих;

Характеризует:

- особенности поведения птиц и млекопитающих;

- сезонные явления в жизни млекопитающих и птиц;

- особенности брачного поведения и размножения птиц и млекопитающих;

- особенности развития птенцов;

- особенности развития зародышей млекопитающих;

- экологические группы птиц.

Объясняет:

- особенности поведения птиц и млекопитающих;

- особенности заботы о потомстве у птиц и млекопитающих;

- значение кольцевания птиц;

- значение птиц и млекопитающих в природе и в жизни человека.

Сравнивает:

- строение птиц и млекопитающих со строением земноводных и пресмыкающихся;

- особенности поведения, заботу о потомстве птиц и млекопитающих с рыбами, земноводными и пресмыкающимися.

- особенности в строении птиц и млекопитающих некоторых отрядов в зависимости от их приспособления к определенным средам обитания. Наблюдает и описывает:

- особенности строения перьев птиц;

- сезонные явления в жизни птиц;

- особенности поведения домашних животных.

Применяет знания:

- о птицах и млекопитающих для доказательств необходимости их охраны.

- о птицах для подкормки зимой и привлечения их в искусственные лесонасаждения для гнездования.

Соблюдает правила:

- личной гигиены при общении с домашними птицами и млекопитающими.

Делает выводы:

- об особенностях организации птиц и млекопитающих;

- о значении птиц и млекопитающих в природных сообществах и в жизни человека.

11.

Тема 10.

Организм и среда . Роль животных в природе и их охрана.

Уровни организации жизни. Среда обитания. Экологические факторы.

Природные сообщества. Связь животных в природных сообществах. Роль животных в жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир. Охрана животных.

4

Ученик называет:

- уровни организации жизни;

- условия существования и среды обитания животных;

- природные сообщества;

Определяет:

- экологические факторы.

Характеризует:

- приспособленность животных к факторам среды;

- роль животных в жизни человека;

- влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир.

Приводит примеры:

- взаимоотношений между растениями и животными;

- животных занесенных в Красную книгу.

12.

Тема 11.

Развитие животного мира на Земле

Доказательства эволюции органического мира. Учение Чарльза Дарвина об эволюции. Основные этапы развития животного мира на Земле. Закономерности размещения животных.

2

Ученик называет:

- причины многообразия животного мира;

- доказательства эволюции;

- зоогеографические области.

Определяет:

- закономерности размещения позвоночных животных (по карте);

- этапы эволюции животных (по таблице);

Характеризует:

- основные этапы развития животного мира.

Приводит примеры:

- видов обитающих в

зоогеографических областях.

Сравнивает естественный и искусственный отбор.

Приводит примеры палеонтологических и сравнительно-анатомических доказательств эволюции.

13.

Обобщение

Основные признаки и особенности усложнения организации животных. Место и роль животных в системе органического мира.

2

Резерв времени

1

Всего

70