Пояснительная записка к программе

Программа Биология (Животные) 7 класс(70 часов) Краткие сведения о программе.

Составитель: Ракитянский Иван Григорьевич учитель биологии, высшая категория, учитель-методист, Мичуринская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней

Аннотация к программе. Предлагаемая программа «Биология (Животные)» предназначена для изучения биологии в 7-м классе основной школы. Программа разработана с учетом действующих республиканских требований. (Приказ №656 от 12.10. 2016 г.) Освоение данной программы позволит учащимся продолжить биологическое образование. Основная идея раздела «Биология» (Животные) в 7 м классе изучение особенностей строения, процессов жизнедеятельности, многообразие животных осуществляется по таксономическим единицам типам и классам по степени их эволюционного усложнения. Учащиеся 7 класса получат знания об особенностях строения, жизнедеятельности, разнообразии животных, принципах классификации, усложнениями в процессе исторического развития, их обитании в природных сообществах.

Цель программы – развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности удивительного разнообразия животного мира. Программа направлена на экологическое образование учащихся в процессе изучения особенностей животных и воспитание экологической культуры.

Пояснительная записка.

Программа адресована всем видам образовательных организаций для учащихся 7 класса.

Концепция программы: предмет «Биология» (раздел «Животные») призвана ознакомить учащихся с особенностями строения , процессов жизнедеятельности, многообразия животных, усложнения уровня их организации, взаимосвязях и ролью в биогеоценозах. Преподавание раздела направлено на овладение учащимися умениями и практическими навыками, необходимыми при подготовке к жизни и продолжения образования, так и на овладение системой знаний о животном мире. Формирование у учащихся понимания причин разнообразия животных, необходимости их охраны. Учащиеся должны понимать, что многообразие животных – результат эволюции и что сохранение животного мира является необходимым условием сохранения жизни на Земле. Программа способствует формированию единой научной картины органического мира, а также становлению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья человека.

Актуальность программы в том, что программа своими целями, задачами и содержанием должна способствовать развитию и становлению функционально грамотной личности, которая сможет постоянно учиться и использовать новые знания всю жизнь. Изучение этого раздела позволит формированию у подростков познавательного интереса, убеждений в необходимости охраны окружающей среды, при применении лабораторных работ обеспечить научную достоверность учебного материала.

Эта программа представляет собой одно из звеньев школьного курса биологии. С помощью этого раздела осуществляется преемственность от изучения растений, грибов, бактерий к изучению человеческого организма. Знания по зоологии дают основу для изучения биологических законов и закономерностей в 9, 10 и 11 классах таких общебиологических дисциплин: молекулярная биология, цитология, гистология, генетика, селекция, учение об индивидуальном развитии, экология, учение о биосфере, эволюционное учение.

Изучение раздела «Животные» направлено на достижение таких целей:

- освоение знаний о животных, об их многообразии, особенностях строения, жизнедеятельности, о роли в биогеоценозах и жизни человека;

- овладение умениями применять знания о животных, использовать информацию о животных вызывающих заболевания человека, о редких и исчезающих видах; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, определителями, проводить наблюдения за биологическими объектами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации и проведения наблюдений за животными;

- воспитание познавательного ценностного отношения к животным, культуры поведения в природе, любви и бережного отношения к родной природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, для соблюдения правил поведения в природе, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде

Задача раздела «Животные» : - всестороннее изучение способствующее формированию знаний о процессах и путях развития представителей разных систематических групп животных их разнообразия, экологических особенностей, значения в природе и жизни человека.

Программа рассчитана на один год обучения, 70 часов.

Основными принципами отбора материала являются: принцип научности, доступности и системности. Учащимся предлагаются научные, точные сведения, которые служат основой мотивации и развития познавательных действий. Изучаемый материал является доступным для познания учащимися. Принцип системности реализуется благодаря последовательности изложения тем, когда изучаемый материал вытекает из предыдущего изученного ранее.

Темы изложены в следующем порядке:

Введение. Общие сведения о мире животных
Тема 1. Строение и жизнедеятельность животных
Тема 2. Подцарство Одноклеточные животные или Простейшие
Тема 3. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Губки. Тип Кишечнополостные.
Тема 4. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви.
Тема 5. Тип Членистоногие
Тема 6. Тип Моллюски. Тип Иглокожие.
Тема 7. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные.
Тема 8. Тип Хордовые. Подтип Позвоночные: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся.
Тема 9. Тип Хордовые. Подтип Позвоночные: Птицы, Млекопитающие.
Тема 10. Организм и среда . Роль животных в природе и их охрана.
Тема 11. Развитие животного мира на Земле

Основные формы и методы обучения: информация учителя и проверка ее усвоения, беседа, собеседование, дискуссия, семинар, диспут, самостоятельная работа (наблюдение, выполнение практических работ, написание сообщений , рефератов), викторина, экскурсия, ролевая игра, работа в группах и защита проектов, работа со справочной литературой, энциклопедиями, ресурсами интернет.

Оценивание осуществляется в пятибалльной системе.

Оценка 5 Балл «5» ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.

Оценка 4 Балл «4» ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

Оценка 3 Балл «3» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.

Оценка 2 Балл «2» ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

Оценка 1 Балл «1» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

В качестве контроля используются такие формы и средства: устный опрос, фронтальный опрос, диктант, самостоятельная работа, лабораторная работа, тест, взаимоконтроль, защита творческих работ, рефератов, проектов, контрольная работа.