Урок обобщения по разделу.

Тема. Обобщение учебного материала Водоросли.Высшие споровые.
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Водоросли. Высшие споровые »; закрепить знания о особенности строения, разнообразие и значение водорослей и высших споровых растений; определить индивидуальный уровень усвоения материала темы для каждого из учащихся; Далее формировать умение сравнивать, устанавливать причинноследственные связи; развивать системность и логическое мышление, воображение, наблюдательность, умение выделять главное; Далее формировать познавательные и творческие способности, память и внимание; совершенствовать практические умения и навыки определения систематического положения отделов споровых растений.
Оборудование: таблицы «Водоросли», «Мохообразные», «Хвощевидные», «Плауновидные» и «Папоротникообразные»; индивидуальные листья с вариантами тематического оценивания.
Базовые понятия и термины: водоросли, хлорофилл, автотрофный тип питания, талом, высшие споровые растения, гаметофит, спорофит,
заросток, архегонии, антеридии, сорус, спорангий, спора, ризоиды, видоизмененный побег, корневище, вайи.
I. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Можно представить жизнь на нашей планете без водорослей и высших споровых растений? И сегодня на уроке мы систематизируем и обобщим знания об этих растениях и докажем, что они по праву занимают одно из ведущих мест среди живых организмов нашей планеты.
II. Актуализация опорных знаний
1. О чем говорит название водоросли?
2.О чем говорит название выше споровые растения?
III. Обобщение и систематизация учебного материала.
А. Игра «Правильно ли?»

Б).Биологический диктант.

В) .Кооперативна работа. / «Снежный ком» (два - четыре - восемь) /срок - предложение - вопрос - ответ -
1 группа - отдел Зеленые водоросли;
2 группа - отдел Диатомовые водоросли;
3 группа - отдел Бурые водоросли;
4 группа - отдел Красные водоросли;
5 группа - отдел Мохообразные;
6 группа - отдел плауновидные.
7 группа - отдел Хвощевидные.
8 группа - отдел Папоротникообразные.

Г). Групповая работа. / Метод «Пресс» / Я считаю - Потому что - К примеру - Итак -
1 группа - значение Зеленых водорослей в природе и в хозяйственной деятельности
человека.
2 группа - значение Бурых водорослей в природе и в хозяйственной деятельности
человека.
3 группа - значение Мохообразных в природе и в хозяйственной деятельности
человека.
4 группа - значение папоротникообразные в природе и в хозяйственной деятельности
человека.

Д) .Тестирование.
I вариант:
Выберите правильный ответ.
1.Папоротнико подобные мохообразных по следующим признакам:
а) чередование гамето фита и спорофита;
б) споры образуются в спорангиях;
в) является ризоиды;
г) фотосинтез происходит в листьях.
2.Колор бурых водорослей определяют такие пигменты:
а) красные;
б) коричневые;
в) зеленые;
г) желтые
д) синие.
3. Для пищевой промышленности вещество ламинарин получают из:
а) бурых;
б) диатомовых;
в) зеленых;
г) красных водорослях.
4.Мужской половой орган:
а) антеридий;
б) спорангий;
в) гаметофит;
г) архегоний.
5.Необходимые условия для размножения папоротникообразных:
а) тепло;
б) воздуха;
в) вода;
г) почву.
6. Установите соответствие:
1. гаметофит живет самостоятельно;
2.Есть спороносный побег;
3.Споры размещены в сорусах;
4.Листкы - вырасти стебля.
а) .Хвощеподобные;
б). папоротникообразные;
в) .Плауноподобные;
г). Мохообразные.

II вариант:
Выберите правильный ответ.
1. К папоротникообразных относится:
а) орляк;
б) кукушкин лен;
в) маршанция;
г) сфагнум.
2.Цвет красных водорослей определяют такие пигменты:
а) красные;
б) желтые;
в) бури;
г) синие;
д) зеленые.
3.Исключительно многоклеточные организмы - это:
а) зеленые водоросли;
б) диатомовые водоросли;
в) бурые водоросли;
г) красные водоросли.
4. Как признак не характерен для папоротникообразных:
а) в стебле есть проводящие ткани;
б) характерно чередование поколений;
в) листья крупные - вайи;
г) в жизненном цикле преобладает гамето фит.
5.Растениями образовавших залежи угля являются:
а) щитников мужской;
б) плаун булавовидно;
в) хвощ полевой;
г) древовидные папоротники.
6. Установите соответствие:
1) .Половые поколения;
2) .Видоизменённый стебель;
3) .Листья папоротникообразных;
4) .Неполовое поколения.
а) .Вайи;
б). спорофит;
в) .Гаметофит;
 г) .Короневище.

Е). Рассказ - небылица или исправь ошибку / Предварительное задание. групповая работа, упражнение корректор /.
1.Мохоподобные это преимущественно древовидные растения (травянистые), растут в засушливых местах (влажных), воду впитывают с помощью корня (всейповерхностью тела).
2.Красные вони водоросли имеют лентовидный талом (кустистый, расчлененный), Запас веществ (крахмал). Из них получают для пищевой промышленности ламинарин (агар).
3. Бурые водоросли это исключительно одноклеточные организмы (многоклеточные). Бурую окраску обусловлено наличием бурых и зеленых пигментов (желтых и коричневых). Как дополнительное вещество откладывается масло (ламинарин).
4.Отдел Папоротникообразные насчитывает 30000 (12000) видов. Спорофит имеет небольшие размеры в виде пластинки (подземный побег и корни) на ее нижней части расположены спорангии (на листьях).

Е) .Микрофон. / Беседа /
Что такое водоросли?
Тело водорослей.
Пигмент зеленых водорослей.
Какие отделы входят в группу Водоросли?
Что такое высшие споровые растения?
Из чего состоит тело высших споровых растений?
Что такое спорофит?
Что такое спора? Что такое спорангий? Что такое сорус?
Что такое гаметофит?
Половые клетки.
Что такое антеридии? Что такое архегонии?
Что такое вайи?
Какое значение водорослей и высших споровых в природе и хозяйственной деятельности человека.

IV. Подведение итогов урока.
1.Оциенивание работы учащихся.
2.Обратная связь:
а). дайте оценку сегодняшнему уроку;
б). Что запомнилось?
V. Домашнее задание
Повторить §§27 - 37.
Подготовить сообщение ученикам: «Голосеменные», «Преимущества голосеменных перед
выше споровыми »