Высшие споровые растения.

Тема.Общая характеристика высших споровых растений.
Цель: сформировать понятие о высших споровые растения, ознакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности, выявить черты
усложнение строения растений в процессе их исторического развития продолжить формировать общие учебные умения и навыки
работы с учебником, находить в тексте ответы на поставленные вопрос, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: таблица «Эволюция живых организмов», стенд «Эволюция живых организмов».
I. Актуализация опорных знаний учащихся. / Беседа /.
1.Чем растения отличаются от представителей различных царств?
2.Какими формами живых организмов представлены царство «Растения»?
3.В которую эру и в какой среде появились первые растения?
4. Какие растения первыми появились на Земле?
5. На какие две группы делятся царство «Растения»?
6.Почему водоросли относят к низшим растениям?
7.Какие растения относят к высшим? Почему?

II. Мотивация учебной деятельности
Высшие споровые растения - первые наземные растения, хорошо приспособленные к жизни на
суше. Какие же признаки позволили выжить растениям на суше?
III. Изучение нового материала.
1.Признаки наземных растений. / Рассказ, беседа /
Тело наземных растений, в отличие от водорослей, построенное из тканей которая расчленена на органы. Все наземные растения являются  многоклеточными организмами,  приспособленными к жизни на суше. Условия жизни на суше вызвали изменения в организации наземных растений:
появились покровные, проводящие, основные ткани и вегетативные органы.

появиллись органы - корень и побег, которые обеспечивают все процессы жизнедеятельности: газообмен, дыхание, минеральное питание.

Во всех наземных растений, которые приспособились к жизни на суше, тело расчленено на надземную и подземную, в соответствии с двух сред - воздушного и почвенного.
2.Предусловия выхода растений на сушу. / Беседа, сообщение ученика /
Основные предпосылки выхода растений на сушу:
1) .Образование в прибрежных частях водоемов слоя ила, который стал основой первобытных почв.
2) .Накопление в воздухе  достаточной массы кислорода в результате жизнедеятельности водорослей;
3) .А от вредных лучей Солнца образование вокруг Земли озонового слоя, который защищает их;
4) Существование на больших площадях суши постоянного влажного и теплого климата.
Древнейшие и самые примитивные наземные растения - риниофиты.
«Выход» растений на сушу обусловлен возникновением суши с влажным теплым климатом, образованием почв, накоплением в воздухе кислорода и формированиемозонового экрана.
3.Приспособления, обеспечившие жизни наземных растений на суше.

Жизнь растений на суше стало возможным благодаря появлению тканей и органов.
4.Высшие споровые растения. / Рассказ /
Высшие споровые растения - это группа наземных растений, которые размножаются и распространяются с помощью спор. К ним относятся отделы Мохообразные, Плаунообразные, Хвощевидные, Папоротникообразные. Во всех наземных растений есть два поколения - половое и бесполое, которые чередуются. Половое поколение - гаметофит, в половых органах которого образуются половые клетки - гаметы, обеспечивающие половое размножение.
Бесполое поколение - спорофит, в неполовых органах которого образуются споры, обеспечивают бесполое размножение. изменение
одного типа размножения другим называют чередованием поколений. совокупность полового и бесполого поколений составляет цикл воспроизводства.
В мохообразных гамето фит несет прогрессивное развития, а бесполое поколения приспособлено только к образованию спор. Вся жизнь проходит в стадии бесполого поколения. Ткани у них развиты слабо.
В плауновидных, Хвощевидные, и папоротникообразных характерно преобладание спорофита и уменьшение размеров гамето фита.
Вода решающий фактор существования. Она обеспечивает оплодотворения половых клеток и образования зиготы, дает начало бесполому поколению - спорофита.
5.Цикл воспроизведения высших споровых растений. / Рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником /
Цикл воспроизводства высших споровых растений характеризуется чередованием полового и бесполого поколений - спорофита и гаметофита.
Общая схема цикла воспроизведения высших споровых растений

IV. Обобщение и систематизация изученного.
А). беседа
1.Дайте определение понятия «наземные растения».
2. Какие растения первыми осуществили выход на сушу?
3.Назовить основные признаки наземных растений.
4.Какие органы образуются у растений с «выходом» на сушу?
5. Что позволило растениям приспособиться к жизни на суше?
6.Какие приспособления имеют наземные растения для получения и сохранения воды?
7.Какие формы размножения у высших споровых растений?
8.Как осуществляется бесполое размножение у высших споровых растений?
9.Назовить основные группы высших споровых растений.
10.Что такое цикл воспроизводства?
11.Зачем высшим споровым растениям нужна вода для размножения?
12.Сравните размножения водорослей и высших споровых растений.
Б). Работа в группах. / Метод «Пресс» /
Я считаю -
Потому что -
К примеру -
Итак -
1 группа - приспособление в строении корня, стебля и листа, обеспечивших жизни наземных растений на суше.
2 группа - События в природе, обусловившие «выход» растений на сушу.
3 группа - охарактеризуйте особенности размножения высших споровых растений.
4 группа - охарактеризуйте цикл воспроизведения высших споровых растений.
V. Итоги урока
Обратная связь
На сегодняшнем уроке я понял ... Узнал ...
Оценка работы учащихся на уроке
VI. Домашнее задание :
1.Прочитаты §32, §33, конспект; 2.Опрацюваты задания на с.138, с.142.
3.Подготовить сообщение «Приспособление мохообразных к жизни на суше ».