Рост и развитие растений

Тема:
Рост и развитие растений. Сезонные явления в жизни растений.
Цель:
сформировать знания о росте и развитии растений, ознакомить с сезонными явлениями в жизни растений,раскрыть биологическое значение этих процессов;
Далее формировать обще учебные умения и навыки работы с учебником, находить в тексте ответы на поставленные вопросы, сравнивать, обобщать,делать выводы.
Оборудование:
таблица «Рост и развитие растения».
I. Актуализация опорных знаний учащихся.
А). Беседа.
1. Что такое цветок?
2.Какое строение цветка?
3. Что такое соцветие?
4. Что такое семя?
5. Какое строение семени? Однодольные? Двудольного?
Б). Проверка домашнего задания.
1. Что такое плод?
2. Какое строение плода?
3. Какие бывают плоды?
4. Какое биологическое значение плодов?
5. Какое значение плодов в жизни человека?
II. Мотивация учебной деятельности. Беседа
1. Что такое прорастание?
2. Какие условия нужны для прорастания семян?
3.Какая строение проростка?
III. Изучение нового материала.
1. Рост  Беседа, сообщение ученика .
Рост - количественное увеличение размеров, объема и массы вновьобразованных клеток, органов и всего организма. Способность к росту - главная особенность всех организмов. Без роста невозможно развитие.
Развитие - качественные изменения, происходящие в органах и во всем организме растения.
Индивидуальное развитие - вся совокупность преобразований растительного организма от зарождения до естественного отмирания.
Рост и развитие растения зависят от взаимодействия внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы - условия прорастания свет, тепло, влага, питание.
Внутренние факторы - определяющее значение имеют фитогормоны.
2.Типы роста растенийРассказ
Рост растения обеспечивается образующими тканями вследствие деления клеток.Образующие ткани располагаются на верхушках побега и корня, в основах междоузлий и вокруг стебля (камбий).


Процессы роста связаны с сезонными изменениями в природе и характеризуются ритмичностью. Растениям свойственно состояние покоя.
В хозяйственной деятельности человек использует для увеличения урожаев такие виды воздействий на рост растений:
а) пасынкование (удаление боковых побегов)
б) пикирования (выщипывание кончика корня)
в) вершкування (удаление цветков и соцветий).
Рост у растений ограничен и, в соответствии с тем, где располагается образующая ткань различают верхушечный, вставной и боковой рост.
3.Период и этапы развития растения  Рассказ, беседа, сообщение ученика, анализ таблицы


По продолжительности жизни растения делятся на одно-, двух- и многолетние.
В развитии растения различают два периода: зародышевый и после зачаточный. Послезародышевый период включает стадии проростка, молодости, зрелости и старения.
4.Регуляция роста и развития у растенийРассказ, беседа, сообщение ученика,анализ таблицы
Рост и развитие растения зависят от взаимодействия внешних и внутренних факторов.
Определяющее значение имеют:
 


Анализ иллюстрации «Температура необходима для прорастания семян»
5.Сезонни явления в жизни растений.  Сообщение учеников
Биологические ритмы - это периодические изменения биологических процессов и явлений, которые есть ответом на регулярные изменения действия факторов среды. Самое важное значение для организмов имеют освещения и температура.
Сезонные ритмы - это изменения внешнего вида, процессов роста и развития организмов в течение года в соответствии с дежурства его сезонов. причиной сезонных ритмов является вращение Земли вокруг Солнца. Сезонные явления изучает наука фенология.
Суточные ритмы - это изменения состояния организмов в течение суток.
Фотопериодизм - реакция растений на соотношение дня и ночи. Реакция растений на ритмы освещения выражается изменением процессов их роста и развития. По типу фотопериодических реакций различают следующие группы растений:
1) растения короткого дня (до 12:00)
2) Растения длинного дня (не менее 12 - 14 часов);
3) растения фотопериодически нейтральные.
Свет является основным регулятором роста и развития растительного организма. Биологические часы - это способность организма реагировать на течение времени. Благодаря биологическим часам растения могут соответственно реагировать на смены времен года в результате точного измерения продолжительности светового дня и приспосабливаться к соответствующим условиям окружающей среды.
IV. Обобщение и систематизация изученного. Беседа
1. Что такое рост растений?
2. Что такое развитие растения?
3. Чем отличаются рост и развитие растений?
4.Какие есть типы роста растений?
5. Какие есть периоды и этапы развития растения?
6.Какие есть этапы зародышевого развития растения?
7.Какие является стадии после зародышевого развития растения?
8.Какие факторы регулируют рост и развитие растений?
9.Какие факторы влияют на рост и развитие растений?
10.Какие причины цикличности роста растений?
11. Что такое биологические ритмы? Каково их значение?
12.Що такое сезонные явления? Какое значение сезонных ритмов?
13.Что такое суточные ритмы?
14.Що такое фотопериодизм?
15.Прокоментуйте пословица: «От плохого семени не жди доброго семени»
V. Итоги урока
Обратная связь
На сегодняшнем уроке я понял ...
Узнал ...
Оценка работы учащихся на уроке
V и. Домашнее задание :
1.Прочитать §25, §26; 2.Проработать задачи