Условия прорастания семян

Тема. Прорастание семян, условия подрастания.

Цель: продолжить формировать знания о семени как органе размножения, ознакомить с процессом прорастания семян и условиями подрастания зародыша в цветке растений, раскрыть биологическое значение этого процесса; продолжить формировать обще учебные умения и навыки работы с учебником, находить в тексте ответы на поставленные вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: таблица «Прорастание семян», пророщенные семена.

I. Актуализация опорных знаний учащихся.

А). Беседа.
1. Что такое цветок?
2.Какая устроен цветок?
3. Что такое соцветие?
4.Какие типы и виды соцветий вы знаете?
5. Какое биологическое значение цветка и соцветия?

Б). Проверка домашнего задания.
1. Что такое семя?
2.Как строено семя? Однодольные? Двудольного?
3. Что такое плод?

4. Как устроен плод?

5. Какие бывают плоды?

Д). Мотивация учебной деятельности. Какие условия нужны для прорастания семян?

Е). Изучение нового материала
1
. Прорастание семян Прорастания семян - это совокупность процессов, происходящих в семени и обеспечивающих переход от состояния покоя до состояния активной жизнедеятельности. Сначала прорастает корешок, затем стебелек а уже потом в однодольных листочек, а у двудольных, семядоли. Семена различных растений прорастают в разные сроки. Чем мельче семена, тем на меньшую глубину оно должно быть высажено. Всхожестью семян является способность к прорастанию.

2
. Условия необходимые для прорастания семян.
Рассказ, беседа, демонстрация опыта
Опыт 1
. Отметили два стакана и поместили в них семена.
В стакан №1 налили воды, стакан №2 нет.
Наблюдения. В стакане №1 с водой семена через 3-4 дня начали прорастать, а в стакане №2 без воды прорастание не наблюдается.
Объяснение
.
Для прорастания семян нужна вода, клетки зародыша могут развиваться получая только растворенные вещества.
Опыт 2.В стаканы с семенами налили воды. В стакане №1 воды налили, чтобы смочить семена, в стакан №2 воды налили до краев. Наблюдения. Через 3-4 дня в стакане №1 семена активно прорастают, а в стакане №2 семена только набухнут.
Объяснение. Для прорастания семян кроме воды нужен воздух, живые клетки зародыша нуждаются получении кислорода для повышения энергии роста.
Опыт 3. В стаканы с семенами налили воды, чтобы смочить семена для прорастания. Стакан №1 поместили в теплое место, а стакан №2 в холод.
Наблюдения. Через 3-4 дня в стакане №1 семена прорастут, в стакане №2 - нет.
Объяснение
.
Для прорастания семян требуется тепло, для благотворного прохождения химической реакции в клетках зародыша.
Опыт 4
. В стакан помещают 20 семян и создают оптимальные условия увлажнения, тепла и воздуха.
Наблюдения. Через 3-4 дня проверяем все семена проросли.
Объяснение
.
Для прорастания семян нужны не только вода, тепло, воздух, но и живой зародыш.
Вывод. Для прорастания семян нужны вода, тепло, воздух и живой зародыш
3. Необходимость периода покоя семян многих видов растений. Сообщение ученика, беседа
Основные причины
, препятствующие прорастанию семени:

а) водонепроницаемость кожуры;
б) наличие веществ, тормозящих прорастание;
в) недоразвитость зародыша.

Для ускорения прорастания люди придумали технологии вывода семян из состояния покоя, применяя при этом пониженную температуру, искусственное повреждение кожицы семени, промывание водой, для вывода веществ, тормозящих прорастание, влияние биологически активных веществ.
Стратификация
- вывод семени из состояния покоя путём пониженных температур окружающих его.
Скарификация - вывод семени из состояния покоя путём разрушением кожуры которой оно покрыто.
Вывод. Состояние покоя семени обеспечивает и предотвращает преждевременное прорастание в неблагоприятных условиях.

4
. Обобщение и систематизация изученного.
А). биологический диктант
1. Какие условия нужны для прорастания семян?
(Влага, воздух, тепло)
1. Что такое прорастания семян?
(Совокупность процессов, происходящих в семени и обеспечивают переход из состояния покоя в состояние активной жизнедеятельности)
2. Что такое всхожесть семян? (Способность и энергия к прорастанию)
3.Как прорастает зародыш семени? (Зародышевый корешок, зачаточный стебель, зачаточный листочек)
4. Где формируется яйцеклетка? (В зародышевом мешке)
5. Как называются первые листочки зародыша? (Семядоли)
6.З чего образуется околоплодник? (Со стенок завязи)
7. Что входит в состав семени. (Семенная кожура, зародыш и эндосперм)
8. Что развивается из оплодотворенной центральной клетки зародышевого мешка. (Эндосперм)
9. Что развивается из оплодотворенной яйцеклетки? (Зародыш)
10.Репродуктивный орган, в котором находятся семена. (Плод)
11.Стенки плода. (околоплодник)

Б
). беседа
1.Как устроено семя?
2.Как устроен плод?
3. Какие условия необходимы для прорастания семян?
4. Для
чего семенам многих растений, нужен период покоя?
5. Что
такое стратификация?
6. Что
такое скарификация?
Итоги
урока
: Обратная связь На сегодняшнем уроке я понял ... Узнал ... Оценка работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: 1.прочитать §22; 2.
проработать задачи на с.96.
Похожий материал