Расцвет папоротников.

Тема. Бывший расцвет папоротникообразных.
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения и условиями роста давних папоротников, ролью периода расцвета папоротников, плаунов и хвощей в истории Земли для современного человека; объяснить механизм образования каменного угля, показать значение папоротнеко-подобных в природе и хозяйственной деятельности человека; продолжить формировать обще учебные умения и навыки
работы с микроскопом, микропрепаратами и учебником, находить в тексте ответы на поставленные вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: таблица «Папоротникообразные», стенд «Эволюция растений», гербарий, коллекция «Минералы и горные породы».

I. Актуализация опорных знаний. беседа
1.Назовите характерные признаки папоротникообразных?
2.Назовите признаки присущие Хвощевидные?
3.Назвить признаки присущие плауновидные?
4.Какие условия необходимы для оплодотворения папоротникообразных?
Игра «Правильно ли»

        

II. Мотивация учебной деятельности. / Рассказ /
Папоротникообразные - растения очень древние. Когда-то именно они были обладателями растительного мира. Во влажных тропических лесах в условиях большой влажности и тени росли гигантские папоротники. И, безусловно, они играли значительную роль вприроде. Потомки древних папоротников в северных широтах нашли себе убежище в тени наших лесов. Известно около 50 видов папоротникообразных. они также играют определенную роль в природе.

III. Изучение нового материала.
1.Бывший расцвет папоротникообразных. / Беседа, рассказ, сообщение ученика /
В каменноугольном периоде, когда климат на Земле был равномерно теплым, воздух насыщен водяными парами и углекислым газом, ветров не было, зато была высокая облачность, по берегам морей и озер на заболоченных местах росли леса из гигантских видов плауновидных, Хвощевидные и папоротникообразных.
Закаменевшие остатки этих растений находят в пластах каменного угля в различныхуголках планеты. Отмершие деревья падали на землю, их заносило песком, глиной, заливало водой. В таких условиях при незначительном доступе кислорода, растительная масса почти не разлагалась, а при отсутствии воздуха и высоком давления земных пластов они превратились в каменный уголь.
Каменный уголь имеет чрезвычайно важное значение в практической деятельности человека. Оно является важным источником энергии, и, используется для получения энергии и тепла, без которых современный человек не может существовать. его также используют как сырье в химической промышленности

2.Значення мохообразных в природе и в хозяйственной деятельности человека. / Беседа,рассказ, сообщение ученика /

IV. Обобщение и систематизация изученного.
А) Беседа.
1.Назовите характерные признаки папоротникообразных.
2. Какие преимущества папоротникообразных сравнению с мхами?
3. Какие особенности строения гамето фита папоротникообразных?
4. Какие особенности строения спорофита папоротникообразных?
Тестирования.
Б) Тестирование.
1. Папоротникообразные подобные мохообразных по следующим признакам:
а) чередование гамето фита и спорофита;
б) споры образуются в спорангиях; в) является ризоиды;
г) фотосинтез происходит в листьях.
2.До папоротникообразных относится:
а) орляк;
б) кукушкин лен;
в) маршанция;
г) сфагнум.
3.Мужской половой орган:
а) антеридий;
б) спорангий;
в) гаметофит;
г) архегоний.
4. Какой признак не характерен для папоротникообразных:
а) в стебле есть проводящие ткани;
б) характерно чередование поколений;
в) листья крупные - вайи;
г) в жизненном цикле
преобладает гамето фит.
5.Необходимые условия для размножения папоротникообразных:
а) тепло;
б) воздух;
в) вода;
г) почва.
6.Растениями образовавших залежи угля являются:
а) щитников мужской;
б) плаун булавовидно;
в) хвощ полевой;
г) древовидные папоротники.

V. Итоги урока
Обратная связь
На сегодняшнем уроке я понял ... Узнал ...
Оценка работы учащихся на уроке
VI. Домашнее задание :
1.Прочитаты §37, конспект, повторити§27 - §36; 2.Опрацюваты задания на с.160.
3.Подготовить сообщение «Рассказ небылица».