Папоротникообразные.

Тема. Отдел Папоротникообразные. Разнообразие папоротникообразных. ЛР № 13.Свойства щитника обычного или мужского папоротника.
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения, процессами жизнедеятельности и разнообразием папоротникообразных, как
представителей высших споровых растений, отметить признаки более высокой организации по сравнению с ранее изученными отделами, определить их роль папоротникообразных в природе и жизни человека, развивать понятие о разнообразии и развитии растений в процессе эволюции;
продолжить формировать учебные умения и навыки работы с таблицами, гербарием и учебником, находить в тексте ответы на поставленные вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: таблица «Папоротникообразные», стенд «Эволюция растений».
I. Актуализация опорных знаний. / Беседа /
1.Назовите признаки присущие растениям?
2. Назовите признаки свойственные водорослям. Каково их строение? Почему растения имеют зеленый цвет?
3.Назовите признаки присущие высшим растениям.
4.Какие приспособления к жизни на суше имеют растения?
5. Какие органы образовались у растений с выходом на сушу?
6.Какие формы размножения у высших споровых растений?
7.Какое значение для высших споровых растений имеют споры?
8. Почему выше споровым растениям нужна вода для размножения?
9. Что такое цикл воспроизводства?
10.Назовите основные группы высших споровых растений.
11.Какие особенности строения плауновидных?
12.Какие особенности строения Хвощевидные?
13.Какие значения плаунов и хвощей в природе и в хозяйственной деятельности человека?

II. Мотивация учебной деятельности. / Рассказ /
В глухом лесу, в тени густых деревьев,
Раскинув веером зеленым листья,
Растет, вошедшее в народное поверье,
Растение - в нем колдовство таится.
Считали предки, что волшебное растенья
В глухую ночь один лишь раз цветет.
Нашедшему цветок, за смелость и терпенье
Он силу и богатство принесет.

Речь идет о папоротнике. В народе существует поверье, что в ночь на Ивана Купала расцветает папоротник. Цветок его охраняется нечистыми силами, и поэтому найти ее в глухом лесу и получить очень трудно. Легенда утверждает, были в народе смельчаки, отправлялись искать таинственную цветок.
Могли ли они ее найти? Почему?
Что же представляет собой это таинственное растение, о котором слагают легенды?

III. Изучение нового материала.
1.Характерни черты строения и жизнедеятельности папоротникообразных. / Рассказ,беседа /
Жизненный цикл папоротникообразных составляет чередование спорофита и гаметофита.Спорофит папоротникообразных имеет побег и корень. Стебель видоизмененное в корневище от которого отходят придаточные корни и листья. папоротники имеют большие листья, приплюснутые листовидные побеги - вайи. листья кроме функций фотосинтеза, дыхания и транспирации выполняют функцию размножения
спорами. На их нижней стороне размещены собрания спорангиев - сорусы. после созревания спорангии раскрываются и споры высыпаются. С споры, попадая на влажную почву прорастает и образуется гамето фит - небольшая листовая пластинка. Она живет самостоятельно, прикрепляясь к почве. на нем образуются половые органы: женские - архегонии, мужские - антеридии.
2.Ризноманитнисть папоротникообразных. / Рассказ, беседа, сообщения учащихся /
Папоротникообразные очень распространены и встречаются в самых разнообразных местапроизростаниях начиная с пустынь и заканчивая водоемами.

Большинство папоротникообразных - наземные травянистые многолетние растения. Наиболее разнообразные папоротникообразные в тропических влажных лесах. Здесь есть наземные травянистые растения, лианы, эпифиты и древовидные папоротники.
3.Будова щитника обычного или мужского папоротника. / Выполнение лабораторной работы /
Лабораторная работа №13.
Тема. Строение щитника обычного или мужского папоротника.
Цель: ознакомиться с устройством щитника обычного или мужского папоротника.
Оборудование: гербарий, таблица «Папоротникообразные».
Вывод. В результате приспособления к различным условиям произрастания папоротникообразные приобретали разного внешнего вида, но общее то что у них есть спорофит - взрослое растение, размножается спорами и гаметофит -
имеет вид листовой пластинки, размножается половым способом.

4. Особенности строения, процессов жизнедеятельности и разнообразие папоротнико-подобных, как представителей высших споровых растений. / Заполнение таблицы /

IV. Обобщение и систематизация изученного. / Беседа /
1. Почему папоротникообразные относятся к высших споровым растениям?
2. Какие особенности строения спорофита папоротникообразных?
3. Какие особенности строения гаметофита папоротникообразных?
4.ГДе встречаются папоротникообразные?
5. Какие черты жизнедеятельности характерные для папоротникообразных?

V. Итоги урока
Обратная связь
На сегодняшнем уроке я понял ... Узнал ...
Оценка работы учащихся на уроке
V и. Домашнее задание :
1.Прочитаты §37, ст. 155 - 158, конспект; 2.Опрацюваты задания на с.160.
3.Подготовить сообщение «Значение в природе вымерших папоротникообразных».