Сфагновые мхи.

Тема. Сфагновые мхи и образования торфа. Значение мхов в природе.
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения сфагновых мхов и процессами образования торфа, показать их значение в природе;
продолжить формировать обще учебные умения и навыки работы с микроскопом, микропрепаратами и учебником, на поставленные вопросы отыскивать в тексте ответы, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: таблица «Мох», стенд «Эволюция растений», гербарий, Коллекция «Торф и продукты его переработки».
I. Актуализация опорных знаний.
беседа
1.Назовите характерные признаки мохообразных?
2. Почему мхи относят к высших споровых растений?
3.Мохообразные - приспособление к жизни на суше?
Игра «Правильно ли»

II. Мотивация учебной деятельности. / Беседа /

О котором представителя мохообразных идет речь в стихотворении которое вы видите на картинке?
Мохообразные - древнейшие современные наземные растения, насчитывающие до 35000 видов. Особое значение в природе и в хозяйственной деятельности имеют сфагновые мхи.
III. Изучение нового материала.
1. Сфагновые мох. / Рассказ, беседа, сообщения учащихся /
Сфагновые мхи или белые мхи называют торфяными мхами. распространены на болотах и ​​других влажных местах. Поселяются на поверхности почвы, стволах деревьев, камнях, скалах. Имеют прямостоячие стебель, разветвленный на верхушке, высотой до 50 см. Листья без жилок состоят из двух типов клеток: мелких живых зеленых фото синтезирующих и больших мертвых бесцветных водоносных. Водоносные клетки накапливают воду (масса которой в 30 - 40 раз превышает массу растения). Ризоиды отсутствуют. Вода поступает через водоносные клетки. Сфагновые мхи - однодомные растения. Антеридии формируются на боковых веточках, а архегонии - на верхушке. Эти мхи нарастают верхушкой, а нижняя, погружаясь в воду отмирает, но не перегнивает, так как мхи выделяют кислоты, убивающие микроорганизмы, которые разлагают органические остатки.
Накапливаясь, отмершие остатки образуют торф.
2.Значення мохообразных в природе и в жизни человека. / Рассказ, беседа, сообщения учащихся /
Мохообразные играют важную роль в природе:
1) Первыми поселяются там, где нет растительности;
2) .Суцильний слой живых мхов препятствует испарению воды;
3) .Есть основой растительного покрова болот;
4) .Тварины почти не питаются мхом.
Значение мхов в хозяйственной деятельности человека определяется тем, что сфагновые мхи образуют торф, а торф используют:
1). В промышленности (химическое сырье для получения карболовой и уксусной кислот, парафина, спиртов, пластмасс, лаков, красок)
2). В медицине и ветеринарии;
3). В сельском хозяйстве (на подстилку скоту, как органическое удобрение, как строительный материал, как топливо)
4). Исчезающие виды мхов занесены в Красную книгу.

IV. Обобщение и систематизация изученного.
А) Групповая работа. / Метод «Пресс» /
Я считаю -
Потому что -
К примеру -
Итак -
1 группа - Мохообразные - это наиболее примитивные высшие растения.
2 группа - Зеленые мхи.
3 группа - Сфагновые (Белые) мхи.
4 группа - значение мохообразных в природе и хозяйственной деятельности человека.
Б) Тестирование.
1.Мохоподибни подобные водорослей по следующим признакам: а) чередование гамето
фита и спорофита; б) споры образуются в спорангиях; в) является ризоиды; г) фотосинтез
происходит в листьях.
2К таломным пластинчатым мхам относится: а) спирогиры; б) кукушкин лен; в) маршанция; г) сфагнум.
3.Мужской половой орган: а) антеридий; б) спорангий; в) гамето фит; г) архегоний.
4. Какой признак не характерен для мхов: а) в стебле есть проводящие ткани; б) характерно чередование поколений; в) листья не имеют жилок; г) в жизненном цикле преобладает гамето фит.
5.Обязательные условия для размножения мхов: а) тепло; б) воздуха; в) вода; г) грунт (почва).
6.Торфоутворюючимы растениями являются: а) ламинария; б) маршанция; в) кукушкин лен; г) сфагнум.

V. Итоги урока
Обратная связь
На сегодняшнем уроке я понял ... Узнал ...
Оценка работы учащихся на уроке
VI. Домашнее задание :
1.Прочитаты §34, ст .. 145 - 146, конспект; 2.Опрацюваты задания на с.146. 3.Подготовить сообщения.