Отдел Мохообразные.

Тема. Отдел Мохообразные. Зеленые мхи. ЛР № 12. Строение и разнообразие мохообразных.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения, процессами жизнедеятельности и разнообразием мохообразных, как представителей высших споровых растений, охарактеризовать зеленые мхи, развивать понятие о разнообразии и осложнения растений в процессе эволюции; продолжить формировать в учебные умения и навыки работы с таблицами, гербарием и учебником, находить в тексте ответы на поставленные вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: таблица «Мохообразные», стенд «Эволюция растений».

I. Актуализация опорных знаний. / Беседа /

1. Назовите признаки свойственные растениям?

2. Назовите признаки свойственные водорослям. Каково их строение? Почему растения имеют зеленую окраску?

3. Назовите признаки присущие высшим растениям.

4. Какие приспособления к жизни на суше имеют растения?

5. Какие органы образовались у растений с выходом на сушу?

6. Какие формы размножения у высших споровых растений?

7. Какое значение для высших споровых растений имеют споры?

8. Почему выше споров растениям нужна вода для размножения?

9. Что такое цикл воспроизводства?

10. Назовите основные группы высших споровых растений.

II. Мотивация учебной деятельности. / Рассказ /

Высшие споровые растения - первые наземные растения, хорошо приспособленные к жизни на суше. Такими древнейшими современными растениями являются мохообразные.

III. Изучение нового материала.

1. Общие признаки строения и развития мохообразных. / Рассказ, беседа /

Мохообразные - это невысокие, преимущественно многолетние, редко - однолетние растения. Как водоросли не имеют проводящих тканей и корней. В них появились покровные и основные ткани. Взрослое растение - половое поколение имеет пластинчатую или листостеблевое строение и ризоиды. Бесполое поколение формируется на верхушке материнского растения, то есть спорофит над гаметофитом. В жизненном цикле воспроизводства преобладает половое поколение. Отдел Мохообразные насчитывает 35000 видов.
Наиболее характерными признаками мохообразных есть простое строение тела растений и преобладание в цикле воспроизводства гаметофита - полового поколения.

2. Приспособление мохообразных к жизни на суше. / Рассказ, беседа, сообщение ученика /

Среди мохообразных есть таломни пластинчатые (маршанция переменная) и листкостеблевые (кукушкин лен, торфяные мхи) растения.

Кукушкин лен или политры обычный, - многолетнее растение, живет в сырых местах. Это двудомное растение, высота стебля гаметофита 40 см, есть ризоиды. на

верхушках одних растений расположены антеридии, а на верхушках вторых - архегонии.

Двудомные растения это растения, у которых мужские и женские органы размножения расположены на разных растениях. Спорофит состоит из стопы, ножки и коробочки.

3. Строение и разнообразие мохообразных. / Выполнение лабораторной работы /

Лабораторная работа №12.

Тема. Строение и разнообразие мохообразных.

Цель: ознакомиться с устройством и разнообразием мохообразных.

Оборудование: гербарий, таблица «Мохообразные».

Вывод. Характерная признаком мохообразных есть простое строение тела растений: появление органов, стебли и листа покровного и ведущих тканей. В жизненном цикле преобладает гаметофит.

4. Особенности строения, процессов жизнедеятельности и разнообразие мохообразных, как представителей высших споровых растений. / Заполнение таблицы /



IV. Обобщение и систематизация изученного.

А). беседа

1. Назовите наиболее характерные признаки мохообразных.

2. Где распространены мхи?

3. Почему мхи относят к высших споровых растений?

4. Почему мохообразные считают самыми примитивными среди высших споровых растений?

5. Почему мохообразные встречаются только во влажных местах?

6. Мхи остаются живыми под снегом, развиваются почти без света, а вот без воды их жизнь прекращается. Почему?

Б). тестирование

1. Высшие споровые растения отличаются от водорослей: а) отсутствием семян;
б) отсутствием цветка; в) наличием органов; г) способом питания.

2. Что является ограничивающим фактором в размножении споровых растений? а) вода;
б) воздуха; в) свет; г) почву.

3. В архегониях мхов развиваются: а) сперматозоиды; б) зооспоры; в) яйцеклетки;
г) споры.

4. С чего вырастает гаметофит кукушкин лен а) семян; б) зигота; в) спорангий;
г) споры.

5. Орган, который появился в мохообразных:
а) ризоиды;
б) листок;
в) слоевище;
г) стебель.

6. В антеридиях мхов развивается: а) сперматозоиды; б) зооспоры; в) яйцеклетки;
г) споры.



V. Итоги урока

Обратная связь

На сегодняшнем уроке я понял. . . Узнал. . .

Оценка работы учащихся на уроке

VI. Домашнее задание :

1. Прочитать §34, ст. . 143 - 145, конспект; 2. Разработать задания на с. 146.

3. Подготовить сообщение «Сфагновые мхи», «Значение мхов в природе и хозяйственной деятельности человека».