Диатомовые водоросли.

Тема. Диатомовые водоросли.

Цель: познакомить учеников со строения особенностями и жизнедеятельностными процессами водорослей диатомовых, показать их значение в природе; продолжить формировать обще учебные умения и навыки работы с микроскопом, микропрепаратами и учебником, находить в тексте ответы на поставленные вопрос, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: таблица «Водоросли», стенд «Эволюция растений», микроскоп, натуральные объекты, микропрепараты.

I.Мотивация учебной деятельности. / Беседа /

1.Назовите признаки присущие растениям?
2. Почему растения имеют зеленую окраску?
3.Какой способ питания присущ растениям?

II. Актуализация опорных знаний. / Беседа /

1.Назовите признаки присущие водорослям. Какова их строение?
2.Какой тип питания у водорослей?
3. В каких средах существуют водоросли? Какие жизненные формы водорослей?
4. Какие виды размножения водорослей?
5.Назвить общие для всех водорослей признаки.
6. Какова роль водорослей в природе и хозяйственной деятельности человека?

III. Изучение нового материала.

1.Диатомови водоросли, их характерные черты. / Рассказ, беседа /

Диатомовые водоросли - это одноклеточные одиночные или колониальные организмы микроскопических размеров, характерной особенностью которых является наличие панциря кремнистого. Клетки покрыты кремнистым панцирем, Который состоит из двух половинок. В панцире есть часть через которые осуществляется обмен веществ. Двухстороннесимметричные диатомовые водоросли имеют продольную щель - шов, благодаря которому способны к скользящему движению. Водоросли с радиальной симметрией, не имеющие шва поэтому не передвигаются. Многие виды способны выделять слизь. Живут везде: часто в пресных и соленых водоемах, в морях и океанах, на болотах, на камнях и скалах, в почве и на почве, на снегу и льду, стволах деревьев.

Хлоропласты этих растений имеют желтовато-бурую окраску, которая определяется наличием зеленых, бурых и желтых пигментов. Большинство видов являются автотрофами. Некоторые виды, живущие на неглубоких участках морского дна - гетеротрофы - поглощают готовые органические вещества. запасённое питательное вещество в них откладывается в виде масла.

Размножение этих растений в основном бесполое, что происходит делением клетки на две.

2.Разнообразие диатомовых водорослей. / Рассказ, сообщения учащихся /

Отдел Диатомовые водоросли насчитывает около 20 тыс. Видов. различают с радиальной и двусторонней симметрией. Диатомовые водоросли различаются по строением панциря.
Навикула. Ее створки напоминают лодочку. В шве между створками образуется слизь, которая осуществляет движение клеток. Входит в бентоса пресных и соленых водоемов, живут в почве и горячих источниках.
Пинулярии. Створки имеют удлиненную форму с округлённые краями. шов тянется вдоль клетки. Панцири имеют три утолщения. Встречается на дне водоемов.

3.Значення диатомовых водорослей в природе и жизни человека. / Рассказ, беседа, сообщение ученика /

Роль водорослей в природе:


1.Найважнейшие производители органических веществ. Главный источник пищи для пресноводных и морских животных.
2.Наземные виды участвуют в почвообразовании.
3.Образуются залежи полезных ископаемых (диатомит, доломит, трепел).

Значение водорослей в хозяйственной деятельности человека:

1.Рушат подводные сооружения.
2.Забивают водопроводные трубы.
3.Использують для шлифовки оптических приборов, полировки металлоизделий и фильтрации веществ.
4.Могут быть индикаторами загрязнения морской воды.

IV. Обобщение и систематизация изученного.беседа
1. Какие особенности строения диатомовых водорослей?
2.Какой тип питания диатомовых водорослей? Какие у них пигменты?
3. Как размножаются диатомовые водоросли?
4. Какое значение диатомовых водорослей в природе и в хозяйственной деятельности человека?
5. По каким признакам отличаются различные группы водорослей?

тестирование

1.Диатомови водоросли являются: а) многоклеточные; б) одноклеточные; в) колониальные.
2.Хлоропласты в диатомовых водорослей: а) зеленые; б) желтовато-бурые; в) бурые.
3. В диатомовых водорослей панцирь состоит из следующих веществ: а) известняк,б) железо, в) кремний.
4.Навикула имеет симметрию: а) двустороннюю; б) радиальная; в) симметрия отсутствует.
5.Розмножаються диатомовые водоросли: а) половым; б) бесполым; в) вегетативным способом.
6.Диатомови водоросли обитают: а) пресных водоемах; б) морях; в) почве; г) везде.

V. Итоги урока

Обратная связь На сегодняшнем уроке я понял ... Узнал ...

Оценка работы учащихся на уроке

VI. Домашнее задание :

1.Прочитаты §29, конспект;
2.Опрацюваты задания на с.126.
3.Подготовить сообщение «Особенности бурых и красных водорослей», «Значение бурых и красных водорослей в природе и в жизни человека».