Бурые и Красные водоросли.

Тема. Бурые водоросли. Красные водоросли или багрянки.
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения, процессами жизнедеятельности и разнообразием бурых и красных водорослей, показать их значение в природе; Далее формировать общие учебные умения и навыки работы с микроскопом, микропрепаратами и учебником, находить в тексте ответы на поставленные вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: таблица «Водоросли», стенд «Эволюция растений».
I.Мотивация учебной деятельности. / Беседа /
1.Назовите признаки присущие растениям?
2. Почему растения имеют зеленую окраску?
3.Какой способ питания присущ растениям?
II. Актуализация опорных знаний. / Беседа /
1.Назовите признаки присущие диатомовых водорослей. Какова их строение?
2.Какой тип питания в диатомовых водорослей?
3. В каких средах обитают диатомовые водоросли? Какие у них есть жизненные формы?
4. По каким признакам различают диатомовые водоросли? Как движутся диатомовые водоросли?
5. Какие особенности запасания питательных веществ в диатомовых водорослей?
6. Назовите, как происходит размножение у диатомовых водорослей?
7. Какова роль диатомовых водорослей в природе и хозяйственной деятельности человека?
III. Изучение нового материала.
1. Бурые водоросли. / Рассказ, беседа, сообщения учащихся, заполнение таблицы /
Бурые водоросли - многоклеточные растения, наиболее распространены в морях умеренных и холодных широт. Бурую окраску обусловлено наличием зеленых, желтых и коричневых пигментов. Основная составляющая растений, вещество ламинарин, также откладываются масла, крахмал и йод. Есть все типы размножения: вегетативное - осуществляется частями слоевища, бесполое - с помощью выводковых почек,
спорами и зооспорами и половое с помощью гамет, образующихся в гаметангиях. Свойственно четкое чередование полового и бесполого поколений. живут на средних глубинах 20 - 30 м, где поглощают зеленые и голубые лучи. имеют сильно разветвленное слоевище. Органы прикрепления - ризоиды
Клетки размещены в несколько рядов. Клеточные слои представлены двумя слоями. Внешний слой слизистый (пектины и соли альгинаты), а внутренность образована из целлюлозы.

Значение бурых водорослей в природе - они способны создавать большое количество органического вещества, а для человека - наличием в них ценных химических веществ: ламинарин, альгинаты, питательные вещества, витамины, йод, бром, используют в качестве удобрения. Представители: ламинария или морская капуста, укус, накроцистис, саргассум, цистозейра.

2.Красные водоросли или багрянки. / Рассказ, беседа, сообщения учащихся, заполнения таблицы /
Красные водоросли живут на глубине 200 - 250 м. Это в основном многоклеточные организмы, только некоторые виды этих водорослей являются одноклеточными или колониальными.
Их талом расчленен и имеет вид кустиков или пластинок. к субстрату прикрепляется с помощью ризоидов или подошвы. клеточный покров
представлен несколькими слоями в составе которых есть целлюлоза пектины и агар, у некоторых видов откладываются минеральные соли. Кроме зеленых пигментов красные водоросли содержат красные, синие и желтые пигменты. Красные и синие пигменты - фикобилины. Разное сочетание фикобилины с желтыми и зелеными пигментами придаёт розовое, красное, оранжево-желтое, фиолетовое или почти черную окраску. клетки в них одно и многоядерные. Основное вещество - багрянковый крахмал.
Размножение осуществляется вегетативно - частями таллома и дополнительными «Побегами», Неполовой - спорами, поло - с участием гамет. Ни спор, ни гамет багрянок не имеют жгутиков. В них отсутствуют жгутиковые стадии. Красные водоросли - преимущественно морские организмы, только отдельные виды встречаются в пресных водоемах и влажной почве суши. Красные водоросли - источник пищи для
морских животных, обогащают водоемы кислородом, участвуют в самоочищении
воды. Они имеют большое хозяйственное значение. Их используют в пищу, на корм скоту, как удобрение, в медицине, добывают йод. Представители: порфира, Коралина, филлофора.

IV. Обобщение и систематизация изученного.беседа
1.Назовите характерные признаки бурых водорослей?
2.Назовите характерные признаки красных водорослей?
3.Бурые водоросли, Какое строение Они имеют ? Какие имеют они пигменты?
4. Какое устроение имеют красные водоросли? Какие пигменты они имеют ?
5. Как размножаются бури и красные водоросли?
6.Какая значимость бурых водорослей в природе и в хозяйственной деятельности человека?
тестирование
1.Колор бурых водорослей определяют такие пигменты: а) красные; б) коричневые; в) зеленые; г) желтые д) синие.
2.Колор красных водорослей определяют такие пигменты: а) красные; б) желтые; в) бури; г) синие; д) зеленые.
3. Исключительно многоклеточные организмы - это: а) зеленые водоросли; б) диатомовые водоросли; в) бурые водоросли; г) красные водоросли.
4. Для пищевой промышленности вещество ламинарин получают из: а) бурых; б) диатомовых; в) зеленых; г) красных водорослях.
5.Половые гаметы образуются в специальных органах гаметангиях в а) зеленых; б) бурых; в) диатомовых; г) красных водорослях.
6.В процессе размножения отсутствуют жгутиковые стадии в: а) зеленых; б) бурых; в) диатомовых; г) красных водорослей.
7.Чёткое чередование поколений свойственно: а) зеленым; б) диатомовым; в) бурым; г) красным водорослям.
8.Покров клеточный представлен двумя слоями в: а) зеленых; б) диатомовых; в) бурых; г) красных водорослей.
9.Запас вещества багрянковый крахмал откладывается в клетках: а) зеленых; б) диатомовых; в) бурых; г) красных водорослей.
10.К жизни в холодных морях на глубине 20 - 30 м приспособлены а) зеленые; б) диатомовые; в) красные водоросли; г) бури.
11.Фикобилины - это сочетание таких пигментов а) бурых и желтых; б) красных и синих; в) желтых и коричневых.
12.В состав клеток слоевища красных водорослей входят следующие вещества: а) агар и минеральные соли; б) пектиновые вещества и альгинаты.
ответы:

V. Итоги урока
Обратная связь На сегодняшнем уроке я понял ... Узнал ... Оценка работы учащихся на уроке
VI. Домашнее задание :
1.Прочитать §30, §31 конспект;
2.Проработать задания на с.130, 134.
3.Подготовить сообщение «События в природе, обусловивших выход растений на сушу »,« Высшие споровые растения ».